Не нами изобретено
Поправки в закон «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» предполагают лишить той самой поддержки многодетные семьи, где есть дети до трех лет. И где хотя бы один из родителей не работает «по неуважительной причине». Такова позиция министерства социального развития НСО, озвученная и. о. министра Еленой Бахаревой.
«Выплата предоставляется только при условии занятости родителей, опекунов или попечителей. Здесь мы учитываем тот факт, что в семье может не работать лишь один из родителей, но по уважительной причине», — уточнила и. о. министра соцразвития.
Нахождение матери в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, уходу за ребенком до трех лет, уход за престарелым членом семьи старше 80 лет, а также за ребенком-инвалидом или инвалидом I группы… Это все причины уважительные. И все бы ничего. Да только с формулировкой неувязочка вышла. Не будет она понятна рядовым новосибирцам, заключили парламентарии.
«Мы вчера с вами общались по поводу формулировки и никак не срослось. Все-таки меры соцподдержки не предоставляются трудоспособным родителям, если хотя бы один их них не работает и не состоит в службе занятости, — сказала зампредседателя комитета по социальной политике Татьяна Есипова, обращаясь к г-же Бахаревой. — Тогда возникает вопрос: мама никогда не работала, занималась детьми. Папа вроде бы есть, но куда-то пропал. И найти его, а уж тем более поставить на учет, невозможно. Эта женщина тоже лишается выплат»?
Отвечая на вопрос, Бахарева подчеркнула, что «речь идет о выплатах на ребенка в возрасте до трех лет». И что на «совершенно законных основаниях мама может не работать, находясь в отпуске по уходу за ребенком».
«Если есть папа… Ситуации бывают разные, — продолжила и.о. министра. — Может быть так, что оба родителя многодетные, но оба работают, несмотря на наличие ребенка в возрасте до трех лет. Если к нам обращается семья, в которой мама и папа не работают, но отец состоит на учете в центре занятости, то эта семья имеет полное право на получение поддержки до достижения ребенком возраста трех лет. А что касается формулировки, то она не нами изобретена. Она уже есть в одном из законов Новосибирской области».
Ветераны подождут
На комитете рассматривались и другие вопросы. В частности об увеличении стажа для получения звания «Ветеран труда Новосибирской области», коих в регионе ежегодно присваивается около 14 тысяч.
Минимальный трудовой стаж для получения этого звания предлагается увеличить с 15 до 20 лет женщинам и с 20 до 25 лет мужчинам, сообщила и. о. министра соцразвития региона. По ее словам, мера позволит «повысить статус звания, так как оно имеет моральную нагрузку и в то же время дает определенный пакет мер социальной поддержки».
«Отодвинется срок получения данного звания», — уточнила чиновник министерства.
Член комитета, единоросс Александр Семенюк увеличение трудового стажа для получения звания «Ветеран труда НСО» поддержал.
«У меня всегда возникал вопрос: одним звание присваивается при 20-летнем трудовом стаже, другим при 40-летнем. Разница для присвоения звания в каких-то годах может быть, но не двукратная. Поэтому полностью поддерживаю», — обозначил свою позицию депутат.
Зампред комитета Татьяна Есипова в пояснительной записке к законопроекту о ветеранах труда усмотрела один любопытный момент.
«В пояснительной записке к поправкам в закон «О Ветеранах труда Новосибирской области » сказано: «В целях экономии бюджетных средств областного бюджета». Поясните, на чем мы хотим сэкономить?» — спросила она.
Г-жа Бахарева признала формулировку «не самой удачной», а экономию «условной»:
«Речь идет о том, чтобы привести в соответствие стаж, который необходим, чтобы этот статус получить. Человек получит звание не в этом году, а в следующем. В этом вся суть изменений», — пояснила чиновник.
Тунеядству бой!
Комментируя рассмотренные вопросы, председатель комитета Игорь Гришунин высказался по поводу их идеологии, сообщив, что речь идет в том числе о борьбе с «социальным тунеядством».
«Что касается изменений по многодетным семьям, то здесь, скорее всего, все направлено на то, чтобы исключить те семьи, которые пользуются мерами социальной поддержки и при этом не стремятся работать. Получается, живут за счет собственных детей и государства. Но есть случаи, когда человеку невозможно предоставить именно ту работу, на которой он хотел бы трудиться. С другой стороны, мы научили гражданина одной, второй, наконец, третьей профессии, а он продолжает сидеть дома. А на обучение тратятся немалые областные и федеральные деньги. Такая категория граждан тоже есть, но она не основная. Поправки к закону призваны исключить социальное тунеядство».
Его мысль развила депутат Есипова.
«Законопроект (по многодетным семьям — ред.), — заявила она, — направлен на то, чтобы родительство было ответственным, а социальное тунеядство исключено. И, скорее всего, он готовился по асоциальным семьям, если их так можно назвать. Его цель — стимулировать родителей заниматься воспитанием детей, заставить их заниматься детьми и сделать жизнь ребенка в семье качественной. Но формулировка не будет понятна людям».
И все-таки на что только не приходится идти, когда «денег нет». Вместо повышения выплат, теперь предлагается повышать «статус», фактически снижая число получателей этих выплат. А часть многодетных родителей, фрилансеров, например, можно объявить «социальными тунеядцами» и еще сократить количество получателей выплат. Вот все зайцы в лесу одним выстрелом и убиты. Ветераны труда с новым статусом, дармоедам — шиш. Главное — копеечку сберегли. Ведь, сказано же в пояснительной записке — «в целях экономии бюджетных средств». Бюджет же у нас как-никак социально ориентированный.
Алексей Ротарь
Фото: globalist.org.ua