Ситуация настолько серьезна, что на «Экране» задумываются об отключении от энергосетей и переходе на газогенераторы. Энергосетевики предлагают заводам приобретать не столь чувствительное оборудование или самим защищать его, устанавливая источники бесперебойного питания: мол, провалы всегда были и будут. Однако в условиях повышения тарифов, включающих инвестиционную и эксплуатационную составляющую, такое решение промышленников не устраивает.
«Есть длительные провалы, есть короткие, которые незаметны, но их улавливает автоматика и электроника, — продолжает он. — Провалы длительностью от половины секунды практически останавливают завод: отключается 90 % оборудования. После каждого случая приходится приводить в порядок систему в течение полутора-двух часов. Станки на предприятии современные — немецкие, английские, американские. Если во время просадки станок обрабатывал сверхточную деталь самолета стоимостью в миллионы рублей, она уходит в брак. Мы обращались в ОАО «РЭС», нам ответили, что ГОСТ допускает провалы».
«Есть станки фрезерные, с ЧПУ — они бронебойные, а, например, японский или немецкий — увы… Аналогов им в России нет».
«ГОСТ «прикрывает» ОАО «РЭС», позволяя снабжать нас электричеством так, как им удобно, — считает Фалалеев. — Условия договора, гарантирующего поставщика с заводом, не жестче госстандарта».
Павел Бобошик сравнил этот договор с теми, которые «Экран» заключает со своими заказчиками:
«Требования HEINEKEN, Efes и Coca-Cola к потребительским характеристикам тарного стекла гораздо выше, чем предусмотренные ГОСТом. Но если мы их не выполним, наши клиенты уйдут к другим производителям. А энергетики — монополисты, они загоняют нас в угол. Только в мае из-за провалов напряжения мы недовыпустили 2,5 млн бутылок, упущенная выгода составила 11,5 млн рублей! По закону обязать поставщика энергоресурса возместить эти потери мы не можем. К сожалению, ГОСТ «сконструирован» не для промышленников. Обращаться в суд целесообразно, если по причине просадок предприятию причинен реальный ущерб».
«Завод «Труд» находится на улице Станционной и запитан от подстанции «Западная», где нет даже постоянной диспетчерской, — рассказывает Евгений Леонов. — Например, если авария случилась в 16:00—17:00, бригада в лучшем случае приезжает на место к 19:00. Это абсурдная ситуация. На все вопросы РЭС отвечает в течение месяца через сервисцентр. Как правило, приходят отписки».
Завод «Экран» направил обращения в прокуратуру, оператору единой энергосистемы и в Ростехнадзор. Прокуратура переадресовала письма в областной департамент по тарифам, Министерство ЖКХ и энергетики Новосибирской области, в УФАС. Системный оператор рекомендовал обратиться в Ростехнадзор, ответа пока нет.
«Проблема носит общепромышленный характер, — делает выводы Дмитрий Фалалеев. — Нужно добиваться, чтобы в ГОСТ внесли изменения. В частности, этот документ должен регламентировать количество провалов и их периодичность».
Для отстаивания «энергетических» интересов «Экран» создает рабочую группу из числа представителей предприятий. Они намерены обратиться в прокуратуру, к мэру Новосибирска Анатолию Локтю и губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому с заявлением о нестабильности системы электроснабжения, а также в Ростехнадзор и к системному оператору с просьбой принять меры в отношении ОАО «РЭС».
Как полагает Павел Бобошик, промышленность — это становой хребет экономики. И даже во время кризиса она подвержена колебаниям не так заметно, как другие секторы рынка. Поэтому очень важно, чтобы заводы были обеспечены высококачественным энергоресурсом.
Александр Ярошевский
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!