Психически здоровый человек так устроен, что ему недосуг заниматься бесконечным поиском смысла жизни. У него попросту нет времени на это. Он либо учится, либо занимается воспитанием детей, либо строит карьеру, а заодно – дом своей мечты. Но вот наступает момент, когда все значимые цели достигнуты, дети выросли, новоселье справлено, на работе относительный порядок. И даже паспорт – новенький, с фотографией 45-летнего владельца или владелицы…
Но отчего так грустно на душе? Почему все время «залипаешь» на тоскливых песнях, бесцельно листаешь интернет-страницы, а вечером хочется включить телевизор и тупо смотреть в него, не вникая в смысл происходящего на экране? А мысль: «Свою ли жизнь я проживаю?» – посещает все чаще и чаще…
Неужели это и есть тот самый «кризис середины жизни», о котором ты много слышал, но не вникал в проблему, пока она не коснулась… И если это «он самый», то — что делать? Как долго кризис будет длиться? И как из него выходить? Об этом нашему корреспонденту рассказала кандидат медицинских наук, известный клинический психолог Люция Сулейманова.
– Люция Масходовна, что такое кризис середины жизни?
— Это ситуация, когда человек понимает (а обычно это бывает в районе 40 лет), что жизнь – она не такая долгая. И количество лет, которые он еще проживет – не бесконечно… С одной стороны получается, что предыдущая жизнь была подготовкой к этому периоду: до 20 лет ты занимался обучением и изучением того, что ты можешь в этом мире делать, потом до 40 лет разными доступными способами проходил этот путь… То есть реально к 40-45 годам ты прожил только треть активной жизни. Потому что сейчас продолжительность активной жизни увеличилась на 20-30 лет по сравнению с тем, как это было в 20 веке. И выходит, что середина жизни – она как бы растянута во времени. В итоге, с одной стороны, есть ощущение, что люди активно живут до 75, 80 и даже 90 лет и чувствуют себя прекрасно. А с другой — сохранилось старое представление, что после 50-55 лет, особенно у женщин, жизнь становится другой. Мужчины тоже ориентируются на то, что после 60-65 наступит старость. Потому что, когда тебе 40, ты воспринимаешь 60 и 65 как «древний» возраст — кажется, что это вообще уже почти конец жизни. И все эти размышления и ощущения и незнания – как жить и ради чего жить – и приводят к кризису. Но в самом кризисе есть и положительный момент.
– Какой?
– Человек начинает понимать, что в кризис необходимо сделать качественный рывок. А вот в каком направлении он будет сделан – опять же, зависит от самого человека.
– То есть, человек снова, как в юности, должен принять решение: в каком направлении ему дальше идти?
– Да! И здесь нужно учитывать несколько факторов. Если люди рано завели семью, то у них в этом возрасте – 40-45 лет – наступает период «опустевшего гнезда»: выросшие и отделившиеся дети начинают собственную взрослую жизнь. И родители, конечно, могут начинать терять смысл жизни. Это так называемый «синдром менеджера», который привык быть в активном процессе, а его отправили на пенсию. И вдруг оказалось, что он не очень занят, и как вариант – никому не нужен. То же самое происходит с родителями, жизнь которых была выстроена вокруг детей, их воспитания, развития — в ущерб другим сторонам отношений — например, отношений мужчины и женщины. Их базовая задача была — родить и вырастить этих детей. Это, конечно, очень достойная задача — но кроме этого, не было других семейных целей. И вот задача решена, и мужа с женой ничто больше не связывает. Впервые в жизни они остались наедине друг с другом — и осознали, что единой цели больше нет – и им стало страшно…
– В этом возрасте и по поводу работы бывает много переживаний…
– Да, именно в 40-45 лет человек начинает оценивать свои профессиональные результаты. Удовлетворяет ли его то, что он делает? Получает ли он только деньги — или еще и дополнительные результаты – эмоциональные? Потому что в первой половине жизни человеку кажется, что все у него еще впереди. И он все радости жизни может сознательно откладывать во имя будущего. А тут появляется ощущение, что впереди — не так много лет, как сначала казалось – и человек начинает переживать: его ли это сфера, все ли он сделал, что мог, что о нем думают как о профессионале, и так далее.
– Эти переживания как-то сказываются на состоянии человека?
– У человека постоянно снижен фон настроения. Он начинает обесценивать то, что у него было, начинает смотреть в будущее без перспективы. Он может начать ссориться с окружающими или со значимыми для него людьми и даже системами. Именно в этот момент люди меняют партнеров по браку, уходят с хороших должностей, принимают решение сделать что-то такое, что им кажется исключительно важным и срочным. Например, люди, хорошо работающие в команде, начинают мечтать о том, чтобы создать какой-то собственный проект, отдельный от других. Они живут с ощущением, что они что-то не успели, но еще могут успеть, если срочно начнут этим заниматься.
– А ведь на этом неспокойном эмоциональном фоне нужно решать остальные проблемы, которые в этот период жизни появляются… Что вы, как специалист, посоветуете людям, достигшим этого мятежного возраста?
– В кризисе середины жизни нужно увидеть позитивный момент. Нужно осознать, что кризис – это всегда качественный рывок. Да, безусловно, это зона дискомфорта. Но она свидетельствует о том, что ты переходишь на новый уровень своей жизни. И сама жизнь тебя подталкивает к тому, чтобы осознать, как прекрасно ты можешь прожить вторую половину жизни. И если правильно настроиться — она будет лучше и интереснее, чем первая!
Лариса Зелинская,
Фото из личного архива Люции Сулеймановой