Алла Пугачева и Александр Зацепин
О музыке и паровозах
— Александр Сергеевич, какая мелодия первой врезалась в вашу память?
— Бабушка мне пела белорусские песни, и я их даже сейчас хорошо помню. Но в раннем детстве, года в три, меня больше интересовали паровозы. Я часами мог на них смотреть!
— Сейчас вы пишете музыку?
— Песни давно не пишу. Не стало моего поэта — Леонида Дербенева, не стало моего режиссера — Леонида Гайдая. С Аллой Пугачевой когда-то работал, но она сейчас не поет… А писать просто так, чтобы это оставалось в столе, неинтересно. Поэтому я переключился на мюзиклы. Написал несколько мюзиклов и детский балет «Тайна третьей планеты».
Есть только миг…
— В вашей жизни есть то самое мгновение, которое изменило судьбу?
— У меня не было желания стать композитором — как и многие, учился в музыкальной школе, вот и все. Меня интересовала химия: я все время что-то смешивал, экспериментировал. А потом переключился на радиотехнику: паял приемники, слушал вражеское радио… (Смеется.) И даже хотел пойти в радиотехнический институт.
Но это уже был 1944 год, военное время. А я жил в Новосибирске. И я подумал, что первый и второй курс во всех институтах одинаковые. Пошел в институт военных инженеров транспорта (ныне СГУПС. — Прим ред.), организовал там джаз-оркестр.
Но пока занимался в оркестре, упустил математику, не сдал экзамен. Меня выгнали, и я пошел в армию. Это было начало 1945 года. Сначала нас готовили на фронт. Но потом пришел генерал и сказал, что я поеду в тюменское училище. «Доволен?» — спрашивает. Я говорю: «Нет». «Ты что, не хочешь быть советским офицером?» Я отвечаю: «А разве позорно быть советским солдатом?»
Но поехал в Тюмень. А там командиром взвода был Евгений Матвеев — известный артист, у него была хорошо поставлена художественная самодеятельность. Я там, конечно, участвовал. И вот я не знаю: миг это или не миг?..
Путь к музыке
— Как же все-таки пришли в профессию?
— В армии меня перевели в клуб киномехаником, я привозил и показывал музыкальные фильмы. И тут, наверное, впервые задумался над тем, что же мне по-настоящему в жизни нравится?
Потом война окончилась, мне дали отпуск, приехал домой, в Новосибирск, по четыре часа занимался на аккордеоне и кларнете, чтобы меня перевели в ансамбль песни и пляски… Потом два года работал в филармонии аккомпаниатором и играл на аккордеоне соло. Подготовился к поступлению в музыкальное училище. И так вот пошло…
Тоска по Родине
— Вы уже больше 20 лет живете за границей. Не жалеете, что оторваны от России?
— Мне не двадцать лет, поэтому я живу в семье дочери в Швейцарии. Мне там удобнее. Я жил в Париже с женой. Когда жена умерла, сильно переживал, одному мне было тяжело. И дочь с зятем предложили переехать к ним. Если бы я вернулся в Россию, тоже был бы один. Но, несмотря на расстояние, я очень люблю Москву, люблю Россию. И каждый год по несколько месяцев живу на Родине.
Еще одно интересное интервью с Зацепиным здесь.
Мария Донская,
фото Первого канала