Наверное, он первый актер за всю историю нашего кинематографа, который принимал участие сразу в трех фильмах, номинированных на престижную мировую кинопремию «Оскар». В двух, представленных в номинации «Лучший иностранный фильм»: в картине Никиты Михалкова «12» он сыграл главную роль, в киноленте польского режиссера Анджей Вайды «Катынь» — роль второго плана (офицера НКВД), и в номинации «Лучший анимационный фильм» в работе ярославского художника-мультипликатора Александра Петрова «Моя любовь» озвучивал конюха Степана.
Но, если хорошо подумать, то все работы этого замечательного артиста тянут на «Оскар»!
Одна из первых киноролей – в фильме «Первый парень» (1986 г.)
Роли и жертвы
— Сергей Леонидович, режиссер Анджей Вайда называет вас одним из своих любимых актеров, и в одном из интервью он даже сказал, что боялся, что вы не согласитесь играть в «Катыни»…
— Где вы прочитали, что он боялся? Нет, я предполагаю, что слова Вайды немного искажены. Я не думаю, что он боялся. Дело в том, что, когда он здесь ставил спектакль «Бесы», он сказал мне, что скоро будет снимать фильм «Катынь», и что пригласит меня. Но не сказал, какая у меня будет роль. Может, ему было неловко, что роль у меня там будет совсем небольшая. Я был счастлив, когда он снова, спустя почти три года, позвонил. Я уже забыл про это и думать — решил, что что-то изменилось, как часто это бывает… И это часть нашей профессии — когда тебе отказывают, а ты на что-то надеешься, и к этому надо относиться нормально. Отказ не должен делать артиста слабее или приводить его в какое-то плохое состояние. К отказу надо относиться так же, как и к тому, что тебя утверждают. Для того, чтобы выигрывать, нужно научиться проигрывать.
— Какую роль труднее играть: маленькую или большую?
— Наверное, все-таки маленькую роль сыграть труднее. Ну, хотя бы по той причине, что метраж, который тебе отведен – это все, что у тебя есть. И ты должен не то чтобы блеснуть, но сделать это, по крайней мере, заметным моментом. А отведена тебе на это всего одна сцена! Например, я играл в сериале «Брежнев», и у меня был персонаж, который прорывается на дачу к Брежневу каким-то невероятным чудом — это исторический факт — и рассказывает о своем прошение и, рассказав это, умирает от сердечного приступа. Понимаете, у меня всего одна сцена! И я должен не только подтвердить свою квалификацию, но и как-то заразить зрителя…
В сериале «Белая гвардия»
«Жена – мой духовный тыл»
— Вы с женой оба актеры. Говорят, что люди одной профессии трудно уживаются вместе…
— Я знаю много таких семейных пар, которые счастливо живут много лет в подобном браке: Инна Чурикова и Глеб Панфилов, Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей… Для того чтобы она была счастливой, не нужно профессию смешивать с семейной жизнью. Мы с женой Инной учились на одном курсе, вместе пришли работать в один театр…
А если, так сказать, пытаться заниматься семейным подрядом — вот оно и приводит к разладу. Я не представляю семейного подряда в искусстве. Панфилов и Чурикова – это не семейный подряд, это исключение из правил. Счастливое и талантливое, но много таких исключений не бывает.
Мы с Инной не исключение. Она способна понять, что у нее не так счастливо, как у меня, актерская судьба сложилась. И она очень правильно к этому относится. Я понимаю, что я без нее не сделал бы того, что сделал. Потому что она — первый критик, моя первая инстанция при моем выборе, она — мой первый советчик, мой тыл. При моем сумасшедшем образе жизни она всегда была мои тылом, и в первую очередь — духовным тылом, а во вторую — бытовым. И поэтому важно правильно к этому относится.
С женой и сыном (фото 2014 года)
Актерское счастье
— В юности вы хотели поступать в мореходное училище. Мечты о море остались?
— Да. Если бы, например, я взял и несказанно разбогател — выиграл бы в лотерею 20 миллионов евро, я бы купил яхту, бросил театр, взял бы всю свою семью и проплыл по маршруту книги «Дети капитана Гранта»…
— Вы считает себя счастливым человеком?
— Да, я считаю себя счастливым человеком. В моей профессии очень много несправедливости. И я даю вам слово, что в Брянске, Нижнем Тагиле, Ярославле, Липецке есть огромное количество артистов в театрах, в которые, к сожалению, не набирается порой вечером более 60 человек – артистов, которые могли бы сниматься в кино, телепроектах, работать в московских театрах с гораздо большим успехом, чем многие из тех, кого мы знаем, в том числе и ваш покорный слуга…
Поэтому, когда ты имеешь то, что ты имеешь — нужно относиться к этому честно. Мне очень повезло! Я не жалюсь на свою жизнь — я люблю свою работу, семью, люблю свой театр. Конечно же, я счастлив!
Валерия Хващевская, фото агентства «Столица»
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!