i
erid: 2SDnjcNRSGj

Мария Аниканова: «Страшно бывает всем, даже великим артистам»

Известная актриса откровенно поделилась мыслями о жизни, о работе и о воспитании детей.

У нее за плечами — более 60 киноработ, 27 лет служения в знаменитом театре «Современник», работа с именитыми режиссерами и актерами. Ее кинодебют состоялся в фильме Сергея Соловьева «Дом под звездным небом», и сразу — главная роль. А потом уже были «Две судьбы» и «Жаркий лед», «Тест на беременность» и «Серебряный бор», «Нюхач» и «Ищейка», «Линия Марты» и «Алекс Лютый»… А могло так случиться, что и не было бы такой актрисы — а была бы прославленная фигуристка. В 16 лет она, воспитанница знаменитой Татьяны Анатольевны Тарасовой, имела звание «мастер спорта» и подавала большие надежды. Но сейчас мы ее знаем и любим как заслуженную артистку России Марию Аниканову…

Стальные нервы актрисы

— Говорят, бывших спортсменов не бывает… Пригождаются ли качества спортсмена в актерской работе?

— Спорт и подготовил меня к актерской жизни! Первое — это дисциплина. И второе — я всегда говорю студентам: «Не верьте, что у артистов — тонкая организация души. Может быть — но со стальными нервами!» Без этого в нашей профессии, абсолютно зависимой, никуда. Надо уметь принимать отказы, надо уметь пережить это — и идти дальше, не сломаться, пытаться себя сохранить. И при этом еще развиваться, что-то менять в своей жизни… Ведь у нас не такая работа, когда с 9 до 18 работаешь, а субботу и воскресенье отдыхаешь. У актеров иначе: ты знаешь, что ты сегодня дома, а завтра, возможно, собрался и уехал куда-то… Вечно мотаешься, меняешь планы… Нужно быть коммуникабельным и мобильным.

— До 16 лет вы занимались фигурным катанием, а будучи актрисой, снялись в сериале «Жаркий лед»…

— Было дело! И там наряду с актерами были настоящие прославленные фигуристы — Роман Костомаров, Леша Тихонов, Леша Ягудин, Александр Абт…

— И вы!

— И я… Все думали, что если я мастер спорта, то могу откатать программу на уровне олимпийских чемпионов… В 35 лет я вышла на лед после долгого перерыва. И в первый момент мне показалось, что я ничего не смогу — устоять бы!  Но потом вышел Рома Костомаров — к слову, только что выигравший олимпиаду, — и мы поехали… Леша Тихонов посмотрел на нас и говорит: «Аниканова, зачем ты бросила фигурное катание?!» (Смеется.) Потом нам с Костомаровым поставили программу, мы делали настоящие серьезные поддержки…

— Подождите, но вашим партнером был не Роман, а Павел Трубинер…

— По сценарию — да, и мы с ним играли все сцены, что не на льду. А на катке у меня было три разных партнера: артист Паша Трубинер, его дублер — парень из юниорской сборной, похожий на Павла, а самую сложную часть делал Костомаров. Но его нельзя было «светить», потому что он тоже играл роль. В итоге я откатывала программу по три раза. Было сложно, и в конце концов я взмолилась, чтобы меня убрали из сценария! (Смеется.) Так моя героиня улетела в Америку…

— Фильм снимался в 2008 году, с тех пор набрали обороты ледовые телешоу. Не хотелось поучаствовать?

— Нет! Илюша Авербух меня приглашал, но было не понятно, в качестве кого мне участвовать: да, я мастер спорта, но фигурное катание ушло далеко вперед… И, если честно, сейчас на лед уже не тянет… Единственное — в прошлом году я работала с танцевальными парами как преподаватель актерского мастерства…

Страх как лекарство

— Был в вашей актерской биографии и другой экстремальный случай: когда в сериале «Две судьбы» вы в середине проекта меняли Ольгу Понизову. Как она передавала вам свою героиню? Что-то рассказывала?

— Никак. Мы — однокурсницы, и увиделись уже через какое-то время после завершения проекта. И она мне рассказала, почему ушла. И экстрима никакого не было. Во-первых, меня хорошо приняли режиссеры, они очень верили в меня. Во-вторых, мою маму играла Катя Семенова, с которой мы очень много работали в театре. Мне было легко.

— Бывает, наверное, и сложно… А бывает страшно? Что вы себе в таких случаях говорите?

— Страшно бывает всем, даже великим артистам. Страшно начинать новый проект: вдруг не сыграю, не справлюсь, неправильно разберу?.. И это нормальное чувство, потому что если тебе совсем ничего не страшно — начинаешь думать, что ты великий, и на этом заканчивается твое развитие…

Пьесы «про меня»

— Некоторые артисты сериалы воспринимают как способ заработать денег…

— А что плохого в зарабатывании денег? Да и сериалы разные бывают! Да, в советское время было много неоднозначных фильмов, которые невозможно смотреть. Но «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя» — разве не сериалы? Сериалы! Классика! И сейчас есть очень достойные проекты. И у меня есть свои любимые проекты…

— А бывало такое, что ваша героиня оказывалась в такой же ситуации, как и вы, — и роль подсказала, научила, как поступить — ведь в кино все быстрее происходит, чем в жизни?

— Конечно, бывало! А иногда читаешь пьесу — и думаешь: «Боже мой: про меня написано!» Некоторые роли такие, что сразу понимаешь, что должна сыграть, знаешь, как это делать — ведь в моей жизни было так или почти так! Кстати говоря, вообще не факт, что у тебя и в этом случае получится сыграть достоверно и точно. (Улыбается.) Потому что одно дело — ты в жизни проживала эмоцию, а другое дело — передать все зрителю, чтобы он тоже понял, о чем речь… Мне гораздо легче играть те вещи, которые с тобой не происходили в жизни. Кстати, играть страстные любовные сцены с абсолютно незнакомыми людьми проще, чем с друзьями…

Знаки судьбы

— Вы только что снялись в сериале «Время жениться» для телеканала «Dомашний». Насколько мне известно, ваша героиня Евгения — затюканная заботами женщина – меняет и свою жизнь, и жизнь дочерей…

— Да! Вот говорят же: «Начинай с себя!» — это самое банальное, но и самое тяжелое. Всегда кажется, вот наступит понедельник – и все изменится, вот я поменяю работу – и все изменится, вот я перееду в другую страну – и все изменится… Нет, начни с себя! Вот она не побоялась впустить новое в свою жизнь — и результат не заставил себя ждать! И мне кажется, дочери смотрят на мать — и подсознательно строят и свою жизнь так же. И их дети будут смотреть на них… Так что, шагнув за рамки привычного, она и дочерям пример показала…

— Легко ж сказать — с себя начать!

— А когда кому легко?! (Смеется.) Еще советуют: «Посмотри вокруг себя, попытайся увидеть знаки, которые дает жизнь». Ведь сколько знаков было у моей героини! Понятно, что она не так, что села и рационально подумала: «Ага, это знаки! Ну-ка я сейчас все поменяю: кинусь в объятья этому новому человеку — и может быть тогда…» Понятно, что нет. Но надо уметь замечать эти знаки и в какой-то момент идти за сердцем, а не рассчитывать все рационально. А она очень хотела, чтобы все было рационально, а про сердце совсем забыла…

— Есть люди, которые на каждый знак внимание обращают…

— Надо уметь находить золотую середину: останавливаться, тормозить, подумать лишний раз, поменять схему, пойти другим путем… И не бояться пробовать!

Дочь киношная

— Кстати, о пробах. На роль вашей младшей дочери Веры взяли вашу ученицу…

— Причем без какого-либо моего протеже! Это была первая роль Ани Грива в кино. Она на меня в кадре так орала! (Улыбается.) Да и я на нее — ну а что делать-то?! Мы сыграли сцену, а я думаю: «Как здорово орет! Хорошо же я ее научила!» (Смеется.)

— А где вы преподаете?

— В Институте театрального искусства имени народного артиста СССР Иосифа Давыдовича Кобзона, там у меня два курса. На одном я — художественный руководитель, на втором преподаю актерское мастерство.

Дочь реальная

— Дочка Аглая хочет стать актрисой?

— Ей интересно, но серьезно увлечена она баскетболом. Я ее брала с собой в институт, сказала: если тебе будет скучно — разрешаю сидеть в телефоне! А она сидела весь показ, открыв рот! Но ей скорее просто интересно смотреть, как я преподаю. Мне кажется, я вызываю у нее уважение… По крайней мере, мне хочется так думать…

— Заслужить уважение у 12-летнего человека – непростая наука…

— Знаете, я стараюсь быть мобильной, решать проблемы по мере их поступления. Этот возраст — он же сложен не только для родителей, но и для самих подростков: они толком не понимают, что с ними происходит, пытаются себя взрослеющих изучить и с этим как-то научиться жить… Я этому учусь вместе с ней и стараюсь быть ее опорой…

— И наверняка — другом. Чем любите заниматься вдвоем?

— Как все нормальные девочки — походить по магазинам, где-то вкусно поесть. Конечно, мы любим вместе отдыхать, при этом узнавая новые места, в музеи вместе ходить… Недавно были в Кубинке — и нашли в списках героев наших родственников! На Аглаю это произвело огромное впечатление! Мы втроем – я, Аглая и моя мама — очень любим смотреть документальные фильмы… Дочь одно время интересовалась Северной Кореей — и посмотрела все что нашла про эту страну! Потом ее захватила тема Чернобыля — и она пересмотрела и документальные, и художественные фильмы. А недавно ей подарили книжку «История старой квартиры», в ней — «экскурсия» по коммунальной квартире с экспонатами-вехами истории нашей страны от 1918 года и до периода перестройки. Ей было интересно читать и про Сталина, и про Великую Отечественную. А про перестройку она меня спросила: «Мам, а ты жила в это время?» – «Жила!» – «Ну ты даешь! Расскажи!» Мне нравится, что ей все интересно…

— Еще интересно — посмотреть на привычные вещи глазами ребенка…

— Это точно!..

Светлана Марголис, фото из архивов пресс-служб и из личного архива Марии Аникановой

(ИА «Столица»)

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version