i
erid: 2SDnjdu3xKd

Игорь Скляр: «Я имею право быть разным!»

Популярный актёр театра и кино, который еще и поёт, отметив 65-летний юбилей, делится мудростью жизни и интересными воспоминаниями.

Игорь Скляр проснулся знаменитым 50 лет назад, снявшись еще подростком в фильме «Юнга Северного флота». Вкус славы получился двояким: девушки обрывали телефон, приглашая на свидания, а парни искали любой повод набить физиономию юному сопернику — и его спасали (да и то не всегда) навыки, приобретенные в секции бокса.

За минувшие с тех пор полвека Игорь Скляр снялся почти в ста фильмах и сериалах, сыграл в десятках спектаклей, прославился своим хитом «На недельку до второго я уеду в Комарово», а после (спустя много лет после культового фильма «Мы из джаза») освоил в полной мере и джазовый репертуар. А еще – набрался мудрости (и житейской, и профессиональной), которой охотно делится. В том числе и с нами – тем более, что и повод для расспросов вполне достойный: не так давно Игорь Борисович отметил свое 65-летие.

Прощайте, пельмени!

— Игорь Борисович, с юбилеем вас! Скажите у вас есть какие-то традиции по празднованию дня рождения?

— Спасибо! Традиции и были, и есть. Я обычно на свой день рождения собирал друзей. И даже еще лет 30 назад все знали, что у меня обязательно за столом будут пельмени, обязательно — соленые огурцы и водка. С годами пельмени не то чтобы ушли — а просто их слишком долго лепить, и слишком быстро они кончаются… Сейчас я просто стараюсь собирать друзей, потому что хочется их видеть, хочется их слышать, смотреть в глаза своим друзьям молодости, свидетелям твоего становления, мужания… Не хочется таких пафосных, канцелярских слов говорить, но то, что мы росли вместе и, как многие, вместе начинали, и что из этого потом вышло, на это очень интересно смотреть с годами, с возрастом…

— А что скажете про свой возраст? Ощущаете его?

— Я понимаю, что физические ограничения так или иначе вступают в свои права, и что-то труднее становится делать — хотя мысли, желания и цели, они никуда не деваются. Как были у меня в 14 лет вершины, которых хотелось достигнуть, так они остались и до сих пор. Некоторые из них вроде бы достигнуты, но нет ничего хуже достигнутой вершины, потому что дальше нужно падать вниз. Иногда чем выше забираешься в молодости, тем больнее падение, которое происходит ближе к концу физической жизни…

— Цифры в паспорте для вас имеют значение?

— Сам по себе юбилей – это ни о чём. У меня был большой юбилей на 50-летие: с друзьями, со спектаклем, с телеграммами, со словами поздравительными… Потом было 60-летие — уже немного скромнее. А 65 лет – это уже такой возраст, это между прошлым и будущим… Когда оглядываешься назад и понимаешь, что между прошлым и будущим — вся жизнь… Вообще в моей жизни другая цифра событийная: 18. Я родился 18 декабря, ровно через шесть месяцев у меня именины — 18 июня, мама умерла 18 октября, папа умер 18 июля, инфаркт у меня был 18 февраля, автомобильная авария на трассе (произошла в ноябре 2021 года, когда актёр с коллегами ехал на спектакль в Нижний Новгород, и водитель не справился с управлением. – Прим. авт.), когда чудом остались живы, тоже случилась 18 числа. И сейчас я заранее отмечаю в календаре это число, чтобы никуда в этот день не соваться, а поваляться на диване и исключить какие-то риски. Хотя в некотором смысле я все равно фаталист: считаю, что в судьбе у каждого прописано, то и случится. Как говорится, кому суждено утонуть, тому не дано быть повешенным…

Бить или не бить – вот в чем вопрос

— Вы обрели известность в 15 лет, снявшись в фильме «Юнга Северного флота». Славу сразу ощутили? Наверное, вам прохода не давали?

— Я жил тогда в родном городе Курске, и афиши с моим портретом висели по всему городу. Слава мне досталась через битье…

— Это как?

— Парни по разным причинам приходили меня бить, а я занимался боксом, и меня это спасало, но ненадолго. Мое дело было — продержаться минут пять, пока мой друг бегал за подмогой. Ещё много девушек звонило, чтобы познакомиться. В то время не было таких технических средств, как сейчас, а существовал только домашний телефон, номер которого был в городской книге, и любой мог позвонить. И телефон был просто горячий: я только клал трубку, как раздавался новый телефонный звонок. Отключить его нельзя было, потому что могли позвонить родителям по работе, могли позвонить наши родственники. Поэтому ощущение от этой славы было двоякое: с одной стороны — приятно, а с другой – больно иногда… (Улыбается.)

А десять лет спустя, когда вышел фильм «Мы из джаза», уже таких приключений не было: я уже в то время много работал, служил в Ленинградском областном Малом драматическом театре. А в 1984 году, когда вышла песня «Комарово», — там вообще прохода не было! Я был холост, богат и снимался во всём, что предлагали. Правда, года через три понял, что предлагают одно и то же. И тогда у меня случился пробел в работе: я не снимался года четыре именно по этой причине. Предлагали роли веселых «заводных» парней. И что? Мне уже 30 лет, потом будет 40, «завод» закончится, волосы поседеют, зубы выпадут… При том, что в театре была совсем другая жизнь и другие роли…

— Вы любите свою работу, то, чем занимаетесь?

— Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, а еще я получаю за это деньги. Кто-то говорит, что это и есть те счастливые люди, которые занимаются любимым делом и получают за это зарплату. Позиция слабого человека — что в твоих неудачах всегда виноват кто-то, кроме тебя. Но если что-то у тебя не получается, то подойди к зеркалу и посмотри на себя! Или возьми лист бумаги и напиши, что ты хотел и что ты для этого сделал. На этот счет есть очень хорошее высказывание: «Не рассказывайте, что вы хотели, покажите, что вы сделали». В наше время это очень актуально. Проектов много, а делать руками не умеют — умеют только рассуждать…

Три ипостаси таланта

— Вы поёте, играете в театре и снимаетесь в кино. Что из этого вам больше нравится, что вы считаете вашим призванием?

— Я считаю, что мое призвание – жизнь во всех ее проявлениях. Три дня назад я пел джазовую программу, а вчера и сегодня играю спектакль, который к джазу не имеет никакого отношения — там другой герой и совсем другие задачи… А еще четыре дня пройдет — и я окажусь в третьей ипостаси: буду сниматься в кино. И это все мне интересно! Хотя, конечно, это все отличается… После песни «Комарово» все думали, что я хороший эстрадный исполнитель. И все меня спрашивали: «А почему ты не поёшь?» А зачем? Я же один раз уже показал, как надо…

Я никогда не считал себя эстрадным исполнителем — этим надо постоянно заниматься, и этому надо отдать всего себя, чтобы быть на первых позициях… И, возвращаясь к вопросу: мне все интересно, и та же эстрада. Я до сих пор пою — и то же «Комарово» в том числе. У меня есть и джазовая программа, которой я стал заниматься, когда мне исполнилось 60 лет. И мои друзья джазмены говорят, что это удивительно. Говорят: «Мы не видели, чтобы люди в такой возрасте начинали этим заниматься — этому надо ведь долго учиться!» Но тут понимаете, ведь кто-то сказал, что Игорь Скляр — это олицетворение советского джаза, потому что я снялся в картине «Мы из джаза».

На самом деле, я ни до этого, ни после этого каким-то особым музыкантом джаза не считался. Но в какой-то момент мне просто стало интересно, особенно на предмет сложности: а смогу ли я? А что касается театра — то это то, без чего актёр существовать не может. Кино – это совсем другое, и оно сейчас во многом изменилось. Но и в нём мне тоже нравится играть.

— Есть точка зрения, что роли артистов – это их личные образы, часть их жизни, характера…

— Я вам точно могу сказать, что у артиста нет другого инструмента, кроме самих себя. Вот почему артисты и бывают настолько ранимыми: кто-то начинает пить, кто-то какие-то безобразия устраивает, кто-то вообще из окна выходит… Это как раз наш инструмент: мы сами. Поэтому роли, которые ты играешь, – это все равно ты, хоть и не весь. И самый раздражающий момент — когда к тебе походят люди и говорят: «Ой, а почему вы такой хмурый?! Вы в кино такой веселый!» У людей создается впечатление, что я и в жизни всегда такой. А я такой, но отчасти. Я имею право быть разным!

Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова и пресс-служб фильмов и сериалов

(ИА «Столица»)

 

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version