Кто на свете всех «хорее»?
Родился будущий народный артист в среде абсолютно не артистической — в семье ветеринарного врача в республике Коми. Из развлечений у его сверстников были прыжки с крыш в сугроб и соревнование на то, кто дальше закинет хорей — длинный полированный шест, которым погоняют оленей.
Но Леонтьев кроме этого успевал заниматься рисованием, ходить в драмкружок и петь в хоре. Там он голосил, по собственному признанию, громче всех.
Впрочем, после 8 класса Валерий Яковлевич неожиданно собрался поступать в радиотехнический техникум: «Не знаю, что меня туда потянуло. Очень понравилось, что в названии факультета было слово телесистема. Что это означало, я толком не знал, но слово было модное. Я туда поехал, завалил математику, вымыл пол, поскольку в общежитии был заведен такой порядок: кто заваливает экзамены, тот моет полы. Вернулся, пошел в 9-й класс, а после десятилетки поехал поступать в ГИТИС».
Райцентр – от слова «рай»
Но с ГИТИСом Леонтьеву тоже не повезло. Из-за своего северного говора (сильного оканья) на фоне правильно говорящих абитуриентов он постеснялся сдавать экзамены и забрал свои документы из приемной комиссии.
Страна потеряла драматического актера, а сам Валерий Яковлевич несолоно хлебавши вернулся домой, где работал… почтальоном, разнорабочим, электриком, чертежником, а также тесемщиком-смазчиком на льнопрядильной фабрике и при этом играл в самодеятельности.
На одном из любительских спектаклей Леонтьев умудрился сломать себе пятку. Все бы ничего, но вскоре ему нужно было ехать на конкурс, объявленный Сыктывкарской филармонией, победители которого отправлялись на учебу в Москву.
— Пришлось выступать в гипсе и на костылях, — вспоминает певец. – В итоге был назван лучшим — уж не знаю, за гипс ли или за пение?
Концерт с дымком
— Мой выход на сцену в статусе профессионала отмечен в трудовой книжке — артист-вокалист Сыктывкарской филармонии со ставкой 5 рублей 50 копеек. — вспоминает Леонтьев. — Первый концерт никогда не забуду! Февраль, минус 47, здание заброшенной церкви. Откопали дрова в сугробах, затопили печки, плеснули туда бензина из бензобака автобуса, потом запустили зрителей. Но оказалось, что забыли открыть вьюшки, которые перегораживают печную трубу, и дым повалил в зрительный зал… Ну как такое забыть?
Кто так одевается?!
Трудно в это поверить, но страна узнала Леонтьева, когда ему уже было тридцать лет! Случилось это на Всесоюзном конкурсе песни в Ялте. Кстати, именно там его заметил композитор Давид Тухманов, одним из первых начавший писать Валерию Яковлевичу песни.
Правда, несмотря на победу номера Леонтьева, показывать по телевизору запрещали. Внешний вид певца шокировал начальство:
— Когда я выступал в «тройке» и при галстуке, как это было положено, никто ничего не замечал. А вот когда я выходил, скажем, в каких-то джинсах в обтяжку или, наоборот, в слишком широких брюках — это их задевало за живое.
С певицей Марылей Родович
Майамский бомж ему жена!
В семейной жизни Леонтьев совсем не «Казанова» — вот уже более сорока лет он женат на Людмиле Исакович. Правда, она живет в США. А вот детей у пары, к сожалению, нет.
Начиналось все вот как:
— Мы возвращались как раз с учебы из Москвы в Сыктывкар, — рассказывает Леонтьев. — Я шел со всеми своими пожитками, среди которых розовый таз — необходимая при тогдашней гостиничной жизни вещь, поэтому я его, в отличие от чемодана, в багаж не сдал. Спускаюсь по трапу, а на меня смотрит во все глаза группа из местной филармонии во главе с Люсей. Первые ее слова были: «А что это за придурок с розовым корытом?» Правда, потом она все-таки пересмотрела свое мнение обо мне.
Интересно, что расписаться пара решила спустя лет двадцать после описываемого события, уже живя в Майами:
— Супруга, уверив меня, что здесь демократия, поехала расписываться в муниципалитет в комбинезоне, в котором недавно полола грядки, руки только помыла и все. Я же привык к советским представлениям о свадьбе и поэтому надел пиджак. Поскольку вид у нас был разный, да и по-английски я говорить не умел, то у работницы муниципалитета закралось подозрение, что это американская бомжиха одурачила и затащила иностранца, чтоб на себе женить. Лишь после долгих переговоров с коллегами она дала добро!
Вы все еще кипятите?
Несмотря на то, что концерты Валерия Леонтьева способны угодить вкусу самой взыскательной публики, в быту он очень непритязателен, так что никакие экономические трудности не изменят:
— Верите ли нет, я на гастроли всегда беру с собой кипятильник. С молодых лет. Хотя сегодня вроде бы и ни к чему. Кочевая жизнь учит выживанию — могу в гостиничном номере преспокойненько сварить картошку в кружке с помощью кипятильника. Вообще люблю картошку! Да если с хорошей селедочкой, с огурчиком!..
Из 110 лет — в 32 года
На сцене Леонтьев яркий и динамичный, а в жизни, по его собственным словам, тихий и скучный.
— Я люблю лежать и смотреть кино! Но живу paбoтoй, зacыпaю и пpocыпaюcь c мыcлью o нeй. Утром обычно чувствую себя лет на 110, в середине концерта — года на 32, к концу выступления — лет на 45, — признается певец. — И, чecтнo гoвopя, ecли мeня вoвpeмя нe пoxвaлить, ничeгo xopoшeгo нe пoлучитcя. Сaмoлюбoвaниe в нaшeм cлучae дaжe пoлeзнo. Ну кaк мoжнo упpeкaть apтиcтa зa тo, чтo oн xoчeт быть быть лучшe дpугиx? Это пpaвильнoe жeлaниe!
Мария Гайдамакова