i
erid: 2SDnjdu3xKd

Алексей Учитель: «Я многоликий человек»

Режиссер, продюсер, руководитель киностудии и преподаватель ВГИКа готовит нам кино-сюрпризы и растит творческую смену.

Фамилия и профессия достались ему в наследство от отца: Ефим Юльевич Учитель был кинорежиссером-документалистом, во время войны — кинооператором на Ленинградском фронте, награжден боевыми орденами и медалями. Алексей Ефимович тоже начинал свою кинокарьеру в документальном кино, лишь в более зрелом возрасте взялся за художественные картины.

Фильм «Дневник его жены» — о личной жизни писателя Ивана Бунина – получил премию «Ника» и Гран-при «Кинотавра», «Космос как предчувствие» — премию «Золотой Орел» и главный приз «Золотой Святой Георгий» Московского международного кинофестиваля, фильм «Край» — аж четыре «Золотых Орла», в том числе и за лучшую режиссуру. Впрочем, Алексей Ефимович не кичится своими наградами. Да ему и некогда почивать на лаврах: он же не только режиссер, но еще и продюсер, и художественный руководитель киностудии «Рок», и преподаватель ВГИКа. Обо всем этом (в том числе и о том, над чем он сейчас работает) мы и поговорили с Учителем с большой буквы.

На очереди — Шостакович

— Алексей Ефимович, над какими проектами вы сейчас работаете?

— Я многоликий человек. (Улыбается.) Потому что я и режиссер, и продюсер. И у киностудии «Рок», которой я руковожу, много проектов. А есть еще режиссерская мастерская во ВГИКе, которая тоже делает свои маленькие картины. Есть еще кинофестиваль в Петербурге «Послание к человеку» (Алексей Учитель – президент этого фестиваля. – Прим. авт.).

Так что кинематограф сосредоточен в моей голове во многих делах и ипостасях. Ну а если говорить конкретно и серьезно, то я как режиссер уже начал подготовительную работу к фильму о Дмитрии Шостаковиче, а съемочный период должен наступить в конце весны. Но сразу хочу сказать, что этот фильм — не байопик (фильм-биография. – Прим. авт.) в чистом виде, а такая притчевая история… Если говорить о студии, то у нас всегда приоритетом были большие полнометражные работы молодых режиссеров и сценаристов. Мы закончили сейчас два дебютных фильма и готовимся к запуску еще одного. Закончили съемки фильма «Летучий корабль», где я стал продюсером. Это огромная сказка с уникальным набором актеров и довольно молодой группой. Это наша надежда на успех в прокате.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о фильме про Шостаковича…

— Над этим проектом мы работаем давно, уже два года. Ни одного фильма о Шостаковиче — я имею в виду не документального, а игрового — в нашей стране не создано. Но мы не собираемся снимать так, что две третьих фильма наш герой будет сидеть у рояля и сочинять. Есть, в хорошем смысле, и ответственность, и понимание личности Дмитрия Дмитриевича, поэтому мы долго думали, в каком ключе делать эту картину. У него совершенно потрясающая биография — очень мощная история, с огромным количеством поворотов! Зрителям это будет любопытно и интересно.

Открыть актера

— Сейчас уже можете сказать, кого из актеров хотите задействовать в этой киноленте?

— Я пока не могу об этом говорить. Есть хорошие претенденты. Там же не только главный герой, но и множество других персонажей, и реальных в том числе. Для меня это всегда главная проблема: не просто собрать актеров талантливых и интересных — всегда, как в театре, так и в кино, важен ансамбль, чтобы они друг друга понимали. И при этом должна быть, как я говорю, предельная естественность… Самое страшное, что придумано в кино, – это пробы: когда актеру или актрисе надо за какое-то короткое время себя показать, что практически невозможно…

— Боитесь ошибиться, что взяли на ту или иную роль не того человека?

— Да, никто не застрахован от таких ошибок. И это парадокс кинопроб: на них тебе может показаться, что все идеально, а на съемках выходит иначе. Это может быть и ошибка режиссера, а может, актер начинает излишне нервничать или не понимает, что происходит… Я в этом смысле максималист и считаю, что лучше сделать шаг назад и что-то поменять, чем получить посредственный результат.

— Вам больше нравится работать с известными актерами — или приглашать артистов, о которых публика пока не знает?

— И тот и другой вариант годится. Мне нравится работать с известными актерами и предлагать им то, что они до этого не играли — тогда это интересно. А что касается новых актеров, то это почти спортивный азарт: открыть новые имена, чтобы они стали известными и знаменитыми. В этом плане мне повезло: у меня много было таких актеров. И не потому, что я такой хороший «первооткрыватель», а потому что они сами замечательные. Мне попадались уникальные, прекрасные актеры и актрисы — это и Ира Пегова, и Лена Лядова, и Женя Цыганов, и Женя Миронов, и другие… Я радуюсь сейчас их успехам и в кино, и в театре.

Юлия Пересильд, Алексей Учитель

Учитель как учитель

— Помимо того, что вы режиссер и продюсер, вы еще и преподаватель. Как на курс набираете ребят?

— Обычно ко мне на курс поступают после предварительного отбора. И из них около 80 процентов — девушки.

— Почему именно девушки?

— Не знаю, для меня это загадка. Раньше не так было больше мужчин, а сейчас наоборот, и эта тенденция наблюдается в течение последних десяти лет… В нашей профессии идет большая отдача – и эмоциональная, и физическая. Это особое построение даже своей личной жизни – отказ от чего-то привычного. Я всегда об этом честно предупреждаю тех, кто поступает, но отказа ни от одного человека пока не поступило.

И второе: я не боюсь юного возраста, поступления сразу после школы. Есть мнение, что режиссером становятся только в зрелом возрасте, что надо иметь жизненный опыт. Но мне, например, еще очень интересен опыт 18-20-летнего человека, интересно, что там у них в голове происходит. И потом, зритель приходит в кино в основном молодой, и это тоже не надо забывать.

Мне кажется, чем раньше человек овладеет ремеслом, практической режиссурой, тем лучше. И я всегда — за практику. Я считаю, во время учебы не надо читать лекции о том, как я снимаю кино, а надо, чтобы студенты приносили свои сценарии, начинали делать пробы, показывать материалы — и тогда, разбирая это, они и понимают, что такое кино и как оно делается.

— Вы много фильмов смотрите?

— Давайте посчитаем. На студии мы в прошлом году произвели пять картин, в этом сделаем не меньше, я надеюсь. И я это должен не только контролировать, но и смотреть. Мне просто это интересно самому. У меня 25 студентов, и каждый снимает по две картины в год – один фильм документальный и один игровой.

Так что каждое полугодие — еще 25 фильмов. Плюс фестиваль «Послание к человеку», на котором я тоже отсматриваю много картин. Поэтому мой день всегда — сумасшедший, заполненный. И я прежде всего смотрю то, что необходимо для существования того, о чем я говорю. Но, конечно, меня интересуют новинки — и прокатные, и сериальные. И прежде всего — российские. Потому что это серьезная конкуренция, и я должен понимать, в каком ряду мы находимся…

«Не пущу!»

— Скажите, а у вас были любимые режиссеры?

— Я не люблю этих вопросов: любимый фильм, любимый режиссер. Объясню, почему. На протяжении жизни, конечно, существует то, что произвело на тебя впечатление. Но тем не менее кино — настолько подвижный процесс, который создает каждый год, пусть и немного, но фильмы-шедевры.

И твое понимание кино тоже меняется. Плюс — называя кого-то любимым, не хочется обижать остальных. А если перечислить всех, кто нравится, придется составить длинный список… И я ещё, помимо кино, обожаю театр, очень его люблю. И хожу я туда не только с профессиональной точки зрения. Недавно вспомнил Петра Наумовича Фоменко — гениального режиссера и педагога. Как я напрашивался к нему посмотреть, как проходят репетиции, – мне это очень было интересно. А он ответил мне: «Нет, не пущу! Потому что все актеры будут думать, как понравиться вам, а не мне — чтобы вы их снимали в кино!» (Улыбается.)

Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова

(ИА «Столица»)

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version