Сергей Бабаев на телевидении с 1993 года, прошел все «огни и воды»: был и спортивным журналистом и комментатором на НТВ, специальным корреспондентом Дирекции информационных программ Первого канала, восемь лет вел программу неполитической информации «Другие новости», а последние семь лет ведет телепередачу «Доброе утро!» на том же Первом, каждое утро приветствуя и приободряя зрителей в прямом эфире.
Нам удалось поговорить с одним из самых опытных телеведущих и о секретах и тонкостях работы в прямом эфире, и о том, каким он представляет себе будущее телевидения, и о его увлечениях вне телеэкрана, и о том, как повлияла на его работу и жизнь пандемия, и о многом другом.
«Жаворонок» по обязанности
— Сергей, зрители в «Добром утре!» всегда видят вас в отличном настроении. Но, наверное, бывает так, что не всегда хочется улыбаться — что-то, например, расстраивает?
— Да, конечно, мы же все — живые люди. Можно себя плохо чувствовать, не выспаться, бывают какие-то семейные проблемы, бывает, что-то болит. Но зрителя это не волнует. Он включает программу «Доброе утро!» — и ему хочется хорошего настроения, заряда бодрости, позитива, он хочет услышать что-то интересное, может, даже что-то полезное для его жизни. Поэтому одна из профессиональных черт телеведущего — скрывать свой истинный внутренний настрой и внешне выглядеть довольно счастливым и заражающим оптимизмом. Но, конечно, это не означает, что на самом деле все всегда у нас болит, мы в душе мрачные, и все у нас плохо! (Смеется.) Я сам по жизни оптимист, поэтому мне редко приходиться имитировать хорошее настроение — оно у меня такое и есть.
— Вы, кстати, «сова» или «жаворонок»?
— По служебной необходимости я «жаворонок». На самом деле можно менять это «амплуа» по мере необходимости. Это такой миф, что как дано от рождения, так и будет. Просто тут вопрос личной дисциплины и обязательного режима дня.
Властелин времени
— Вы знаете какой-то секрет: когда хочется много всего успеть, а в сутках всего лишь 24 часа?
— Не нужно ставить себе какие-то невероятные задачи — надо просто все правильно спланировать и не пытаться успеть все. Потому что если так делать, то ничего хорошего не получится. А если сосредоточиться на нескольких важных вещах, которые охватить реально — то все будет хорошо. Казалось бы, мы вот заканчиваем в 10 утра — и дальше можно носиться, бегать и делать всё… Но сил-то уже нет! Потому что эта работа связана с большими эмоциональными затратами, да и физические силы тоже уходят. Учеными доказано: чтобы восстановиться после физической усталости, нужны день или два, а вот после эмоциональной — до двух недель!
— И как восстанавливаетесь вы? Что нужно делать?
— Как раз это и нужно: не хвататься за все, не стараться все успеть и везде побывать. А во-вторых, если есть какие-то увлечения, то они помогают переключиться и восстановиться. Так что у меня есть и любимая работа, и хобби.
«Никогда не…»
— Наверное, самый избитый вопрос, который вам задавали — про нештатные ситуации в прямом эфире. Часто ли они бывают, и как вы выходите из них?
— Они, конечно, случаются, на то он и прямой эфир. Бывают какие-то такие моменты, которые возникают по независящим от нас причинам, или мы сами можем где-то ошибиться. И у нас уже есть опыт, как из этих нештатных ситуаций выходить. Поначалу это может восприниматься как катастрофа: ой, оговорился на ровном месте, или режиссер допустил черное поле, и тому подобное. Нам-то кажется, что всё: земля разверзлась! А зрители могут вообще этого не заметить или не на это обратить внимания. А если телеведущий оговорился — то это даже, как ни парадоксально, наоборот, его сближает со зрителями, потому что они понимают, что он точно такой же обычный человек, а не машина для зачитывания текста. Так что на самом деле в этом ничего страшного нет.
— А есть правила, которые вы для себя вывели, работая на телевидении. Например, «никогда не…»?
— Никогда не выяснять отношения с коллегами через начальство. Это я для себя уже давно понял. Это приведет только к тому, что у вас навсегда останутся плохие отношения. Даже если кто-то что-то сделал не так — сегодня он сделал что-то не так, а завтра — ты. Это он не из вредности, не назло — а потому что так случилось: не хватило опыта, знаний, концентрации… Можно же просто вдвоем спокойно поговорить, обсудить, все выяснить…
Будущее не пугает
— Сейчас много идет разговоров о том, что телезрители уходят в интернет, что телевизор меньше смотрят. Как думаете, у телевидения есть будущее?
— Вы знаете, у меня уже есть на это заготовленный ответ, потому что я тоже об этом размышлял. Дело в том, что телевидение и интернет — это не конкуренты в плане продукта. Интернет — это новый способ распространения информации — не эфирный, по кабелю или WI-FI. Мы читаем там блоги, заметки, размышления, можем послушать интервью. Для того, чтобы что-то найти в интернете, подобрать интересное для себя — на это нужно время. Конечно, там много всего интересного. Но давайте представим ситуацию: вы утром встали, собираетесь на работу, собираете детей в школу, готовите завтрак, и так далее. Разве у вас есть время в этот же самый момент сидеть и искать что-то интересное в интернете?
— Конечно, нет. В этот момент у меня всегда телевизор фоном работает, и что-то там интересное можно точно узнать и услышать.
— Вот! То есть, интернет — это очень хорошо, но требуется определенная сноровка и знание, где все это искать. А на телевидении для вас уже все подобрано и сформировано. Это знаете, как на овощной базе: много разных продуктов, но до еды еще далеко. А тут уже все помыто, почищено и приготовлено. Просто телевидение уже делает за зрителя эту работу по поиску и подготовке новостей, материала, передачи. В этом — суть нашей работы. Конечно, телевидение, газеты и радио тоже присутствуют в интернете, и отмахиваться от него было бы совсем глупо. Мы все вместе дополняем друг друга.
Хобби и результат
— У вас — много разных сфер интересов: кроме того, что вы телеведущий — вы еще и грибник, и садовод, и многое другое… А есть здесь что-то, что вам ближе всего?
— Когда много разного — ничто не успевает наскучить. Я не могу заниматься всю жизнь только одним делом — например, с рождения собирать марки и до конца жизни и получать от этого удовольствие. Но это лично я такой — другим-то такая «однолюбость» может нравиться… Понимаете, что хорошо в моем случае? Например, ты купил 20 литров молока — и спустя полгода или год у тебя есть первоклассный сыр! Такая магия превращения. Ты берешь виноград — и на выходе получается вино. Тут сам процесс интересен: когда ты что-то делаешь своими руками, а потом получается даже лучше, чем в магазине. Но опять же — каждому свое…
Под знаком пандемии
— Вопрос, который сейчас, увы, актуален: как пандемия повлияла на вашу жизнь?
— Вы знаете, работы в связи с пандемией у нас стало больше. Мы ни на секунду не переставали работать. Да, были какие-то ограничения: маски и перчатки за кадром, и так далее… Конечно, хорошо, что люди стали внимательнее относится к своему здоровью. А когда люди соблюдают какие-то санитарные нормы — это в целом тоже отлично! Все поняли, что инфекция может появиться в любое время: когда угодно и где угодно. И все переносят ее по-разному. Она всех научили ответственнее относиться и к себе, и к окружающим. Меня тоже.
Валерия Хващевская, фото Руслана Рощупкина и Максима Ли (пресс-служба Первого канала)
(ИА «Столица»)
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!