i
erid: 2SDnjcNRSGj

«Чемпион мира»: самый драматичный шахматный поединок XX века

Константин Хабенский в роли Виктора Корчного

О наших победах в космосе и на спортивных площадках. Такие фильмы, как «Время первых» и «Салют 7», «Легенда №17» и «Движение вверх» не случайно становятся лидерами проката, привлекают внимание миллионов зрителей, ведь они посвящены достижениям, которые составляют наши честь и славу. И сняты по-настоящему мастерски, и актеры там – самые лучшие, и играют блестяще. Таким же востребованным обещает стать и фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира», премьера которого состоялась перед самым Новым годом в столичном кинотеатре «Октябрь». Эта картина посвящена самому драматичному поединку в истории шахмат: матчу за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул — гроссмейстером Виктором Корчным, за несколько лет до этого матча эмигрировавшим из СССР.

Фильм зрителям представили исполнители главных ролей Иван Янковский и Константин Хабенский, а также занятые в картине Виктор Добронравов, Владимир Вдовиченков, Диана Пожарская, Дмитрий Миллер, Александр Филиппенко, и многие другие. Режиссер фильма Алексей Сидоров не скрывал своего волнения, ведь идею этой картины он вынашивал двадцать лет! И на премьеру пришел главный герой этой легендарной истории — гроссмейстер Анатолий Карпов…

Идея должна созреть

В основе сюжета фильма, как мы уже сказали — легендарный матч 1978 года за мировую шахматную корону. Матч до шести побед (без учета ничьих) проходил с 18 июля по 18 октября в филиппинском Багио. Решающей стала 32-я партия: Анатолий Карпов одержал победу со счетом 6:5.

Идею картины режиссер и автор сценария Алексей Сидоров вынашивал много лет. Работая над сценарием, он изучал шахматную литературу и все относящееся к судьбам участников — в частности, автобиографические книги Карпова и Корчного, а также просматривал кинохронику, запечатлевшую и сам матч, и другие жизненные моменты его участников.

— Я стал задумываться об этом матче, об этой истории, когда мне было десять лет, — рассказывает нам Алексей Сидоров. — Я застал тогда этот поединок, помню время, в которое все это происходило. Тогда была уникальная атмосфера, шахматные сводки с Филиппин разносились по всему Советскому Союзу, весь мир следил за игрой двух великих мастеров! Конечно, по политическим причинам о матче говорили вполголоса, но я знал, что происходит что-то важное. И еще, помню, фамилия «Корчной» казалась мне злой по звучанию. Я сам немного играл в шахматы с папой, и этот матч, конечно, стимулировал мой интерес к игре. Спустя 20 лет я вернулся к этой идее — это было сразу после съемок «Бригады», в начале 2000-х. Мне тогда хотелось выйти на какой-то новый режиссерский уровень. Но я походил с этой задумкой — и отложил материал: не мог придумать, как сделать шахматы интересными массовому зрителю, не мог найти ключа. Пытался даже зайти со стороны фэнтези… И только в прошлом году все завертелось в один день…

Главный герой

Для создателей фильма было важным присутствием на премьере самого Анатолия Карпова. И он приехал.

Анатолий Евгеньевич перед началом съемок встречался с создателями фильма и читал сценарий. Отдельно и очень обстоятельно Карпов беседовал с Иваном Янковским, которому предстояло воплотить его образ на экране. 

— Писать сценарий, не будучи шахматистом, было очень тяжело, не скрою, — признался нам Алексей Сидоров, который был, как мы уже сказали, не только режиссером, но и автором сценария. — Я имею представление об игре, но я даже не разрядник. Наша первая встреча с Анатолием Евгеньевичем Карповым по-настоящему вдохновила. Мы приехали к нему в Думу (сейчас Анатолий Карпов — депутат Государственной Думы. — Прим. авт.), долго его ждали с важного совещания. Когда он пришел, мы стали общаться так, будто знакомы миллион лет. Первое, что спросил у меня Анатолий Евгеньевич: «Вы сами играете?» Я ответил, что посредственно, и он, я заметил, немного расстроился, хотя виду старался не показывать. Мы решили, что я буду набираться знаний. В итоге я прочитал горы литературы: много автобиографического материала — книги Карпова, Корчного — много шахматной литературы… Это было очень тяжело, потому что с нуля въехать в эту Вселенную невероятно сложно. Это требует не только предельной концентрации, но и серьезного волевого усилия. Надеюсь, что все эти усилия чувствуются в фильме, и что нам удалось передать ощущение этого колоссального груза собственного интеллекта, который шахматисты несут в себе. Анатолий Евгеньевич очень нам помог, направлял нас. На съемочной площадке Карпов не был — все общение происходило на этапе подготовки. Он прочел сценарий, что-то посоветовал, что-то предложил…

Задачка для Янковского

Как мы уже сказали, главную роль в фильме – Анатолия Карпова – доверили сыграть Ивану Янковскому. Молодой артист очень серьезно подошел к этой работе. Кстати, эта роль для него стала судьбоносной во всех смыслах этого слова. На съемочной площадке Иван познакомился с Дианой Пожарской. Актриса исполняет роль супруги гроссмейстера. И так сложилось, что уже в начале этого года пара объявила о своей свадьбе, а еще через полгода у супругов родился сын, которого назвали Олегом — в честь его легендарного прадедушки Олега Янковского. По красной дорожке Иван и Диана прошли вместе — и как исполнители ролей супругов, и как супруги.

— Я попал в картину чуть ли не за две недели до начала съемок, снимаясь в сериале «Топи» в Минске, — вспоминает Иван. — Пришлось ездить на площадку «Чемпиона мира» из Белоруссии, параллельно готовясь там. Я много читал про партии великих шахматистов, проигрывал их, учился партиям Карпова. Подготовка была очень важна для этого проекта — как держать в руке фигуру, делая ход, как нажимать на часы, как записывать ходы. Я старался за минимально короткий срок вместить в себя максимальный объем этих специфических знаний. То, как я играл в шахматы, когда пришел на этот проект, и после — это, конечно, большая разница. Многому меня научил главный консультант фильма Дмитрий Иванович Олейников (куратор Музея шахмат, кандидат в мастера спорта и кандидат исторических наук. — Прим. авт.). А потом я как-то купил журнал про шахматы, и на обложке был потрясающе интересный парень — это оказался Даниил Дубов, чемпион мира по быстрым шахматам. Его образ и внешность — это то, что я захотел использовать в фильме. И я сам написал ему сообщение в социальных сетях, попросил встретиться и поговорить про шахматы, он согласился. Так что в работе над образом Анатолия Евгеньевича мне очень помог и Даниил Дубов. Что касается самого матча — до того, как меня пригласили на эту роль, я практически ничего о нем не знал, все пришлось изучать с нуля. Мы встречались с Анатолием Карповым, проговорили полтора часа. Какие-то подробности я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности такова: очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «секретным агентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. Не секрет, что Карпов выиграл, но какими усилиями! Он очень сильно похудел, у него сдавали нервы, он путал реальность и сон. Не знаю, согласится ли со мной Анатолий Евгеньевич, но то, каким мы пытались воссоздать тот матч в картине — это суровое испытание…

Человек, одержимый игрой

Вторую главную роль — противника Анатолия Карпова Виктора Корчного — доверили сыграть Константину Хабенскому.

— Виктор Корчной в моем представлении — человек, одержимый игрой, — рассказывает нам Хабенский. — Такие люди чуть шире государственных границ. Мы можем так сказать про людей, которые уезжали в то время из страны не потому, что становились предателями — а потому, что здесь им не хватало пространства для реализации собственного таланта. И здесь у нас — подобная история: Корчному в СССР было мало пространства для реализации себя в шахматах. Человек мыслил не территориальными категориями, а большой игрой. При этом во главе угла для него — сама игра, а не результат. Насколько я успел заметить по общению с консультантами и по книгам, которые читал, шахматы — это иной мир. Это другой уровень погружения и восприятия этого мира. Я, возможно, сейчас грубо скажу, но шахматисты — лунные люди. Люди, у которых другие ориентиры. Когда они садятся за шахматную доску — это как боксеры, которые выходят на ринг. Им не важно, кто перед ними — важен сам момент боя и то, как они идут к своей цели. Сам я благодаря съемкам приобрел агрессивность и наглость с точки зрения игры. Но сказать, что я очень сильно продвинулся в комбинациях и знаниях, не могу. Чтобы погрузиться в шахматы, надо жизнь положить, а не как я — на уровне старшей группы детского сада…

Под знаком ковида

Съемки проекта стартовали в июле прошлого года. Потом их пришлось прерывать из-за пандемии, и завершились они уже минувшим летом.  Съемочная группа работала в Москве, Сочи, Сербии и Черногории.

Как мы уже отметили, в качестве главного консультанта на проекте был кандидат исторических наук Дмитрий Олейников. Он следил за всеми важными с точки зрения игры деталями: правильным положением шахматной доски, историческим соответствием последовательности ходов и показаний часов, расположением демонстрационных досок, работой демонстраторов и многим-многим другим.

Все актеры фильма, исполняющие роли шахматистов, прошли серьезную шахматную подготовку: читали специализированную литературу, беседовали с тренерами-консультантами и разбирали с ними партии. А художники картины детально восстанавливали интерьеры, в которых проходили турниры. По сохранившейся кинохронике и фотографиям в съемочном павильоне был выстроен зал в Багио (шахматный стол, кресла игроков и даже часы были такие же, какие использовались в матче). Первую партию матча в Багио из 18 ходов Иван Янковский и Константин Хабенский разобрали, запомнили и сыграли на площадке целиком.

— Мы просто включили камеры — и они сыграли, — вспоминает режиссер. — Я очень жалею, что мы не можем показать партию в фильме полностью в реальном времени, но это феноменально — оторваться невозможно! Надеюсь, в картине читается, что актеры играют вживую: что они живут и погибают в этот момент…

Важный ход в судьбе

На премьере режиссер Алексей Сидоров пригласил на сцену всю съемочную группу. Он представил каждого члена команды и поприветствовал Анатолия Карпова, который сидел в зале.

— Эта история — не про шахматы, я это сразу для себя понял, — сказал режиссер. — Это фильм о судьбе, о предназначении, о принятии вызова, об ответственности, о ценности семьи. Это человечное кино. Шахматы — это каркас, на который нанизаны огромные ценностные вопросы. Каждый ход меняет человека. Я надеюсь, что это удалось передать. По крайней мере, я сделал все, чтобы это получилось, и смотрю в будущее как шахматист, рассчитавший длинную комбинацию и совершивший важнейший ход…

Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма

(ИА «Столица»)

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version