Прославленный и признанный критиками, а главное – зрителями, отмеченный многими кинонаградами за картину «Географ глобус пропил», режиссер Александр Велединский завершает работу над исторической картиной «Обитель». Фильм снимается по заказу телеканала «Россия».
В основе сценария – одноименный роман Захара Прилепина, известного реалистичным слогом и принципиальным отношением к правде жизни. Лагерь для заключенных на Соловецких островах («СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения», так он назывался) показан глазами простого парня Артема Горяинова, который попал в заключение за убийство отца. Страстное желание выжить любой ценой заставляют его идти на сделки с совестью, что поначалу его не слишком беспокоит. Но постепенно, общаясь с людьми, которые остались верными себе даже в нечеловеческих условиях, он начинает переосмысливать свое существование. Слишком большой ценой Артему будет дано прозрение…
Конечно, взяться за такой драматический материал мог только большой режиссер. А тем более — если этот материал отчасти он сам и инициировал… Велединский когда-то предложил Захару Прилепину написать небольшой рассказ о Соловецких лагерях, чтобы потом сделать из него сценарий. Рассказ у Захара не получился — получился роман…
Главной звездой фильма стал Сергей Безруков. Он играет начальника тюрьмы по фамилии Эйхманис. Его персонаж имеет реальный прототип — первым начальником Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) был Федор Эйхманс. Позднее он руководил всеми лагерями ГУЛАГа. В 1938 году был расстрелян.
Снимается сцена доставки заключенных на Соловки. На переднем плане — Артем Горяинов и Афанас
«У нас июль!»
Сцена, в которой вновь прибывших заключенных высаживают с корабля на Соловки, снимается под Санкт-Петербургом в городке Ломоносове, расположенном по соседству со знаменитым Петродворцом, на очень интересной улице – Угольной. Она продолжается дорогой, которая уходит прямо в Финский залив.
Дорога, а по сторонам — вода. Справа – залив, сливающийся с небом, слева – мутноватая гладь грузового порта. А на самом краю — заброшенное здание, исписанное граффити, которое обещают со временем привести в порядок и перестроить в храм-часовню святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков. Но пока причудливый домик так и стоит заброшенным сооружением, в котором когда-то находился пост наблюдения и связи. С утра по-питерски промозгло, ветер срывает кепки и капюшоны тех, кто «вырядился» по-пижонски.
Но таких мало. Потому что тут в основном — опытные киношники: в теплых непромокаемых куртках, шапках и почти что валенках – утепленной обуви. Но и «утепленные» люди время от времени бегут к столу, где можно заварить чай или кофе. И только режиссер Александр Велединский – без шапки, в куртке нараспашку. В специальной палатке установлен монитор, через который он следит за происходящим на съемочной площадке, расположенной в метрах тридцати от него. Но эта палатка защищает от непогоды не режиссера, а технику. Время от времени Александр Алексеевич идет на «корабль», где выстроились артисты массовки — чтобы дать указания по работе в очередном кадре.
— Ребятушки, у нас июль на дворе, не мерзнем! – обращается он к артистам, которые, конечно же, порядком продрогли.
Локация у Финского залива сложная, операторам приходится искать особенные точки съемки
«Белые» и «блатные»
Колона «свежих» зэка – мужчины разного возраста, одетые «по моде» 20-х годов прошлого века. А так как в лагеря попадали и бывшие белые офицеры, и деревенские дебоширы, и городские блатные, то и одежда у всех — «разносословная». Но цветовая гамма – как с фотографий тех лет, и хотя они были не цветными, сразу понимаешь, что эти пиджаки, куртки, плащи – оттуда, из двадцатых. Где-то в этой обреченной на неизвестность, а скорее всего на смерть, колоне – два главных героя: Петр Афанасьев и Артем Горяинов. Их трудно различить в толпе измученных, сломанных людей, которые не до конца понимают, куда они попали. И хотя это всего лишь массовка — актеры, многие из которых на несколько секунд появятся на экранах — насколько же они колоритны и выразительны!
— Это — все питерские ребята, — рассказывает бригадир по массовке Антон Сбитенков. – Мы давно с ними работаем, знаем всех по имени. Сегодня на площадке именно они, потому что мы знаем «художественный вкус» Александра Алексеевича.
— У вас — очень спокойная обстановка даже на съемке такой многолюдной сцены: никто не кричит, не ругается, как это часто бывает…
— И мы — не строгие, и ребята — нормальные, слушаются с первого раза! – смеется Антон. – Плюс опыт. У меня уже за плечами — больше трехсот кинопроектов. Самая первая работа – «Последний бой», а крайняя, перед «Обителью» — «Бендер». А еще были «Распутин», «Матильда»… Кстати, у Алексея Учителя на «Матильде» были тысячные массовки!
— Не боитесь, что на таком холоде артисты заболеют?
— Мы бережем их: на всех — термобелье, свитера. Мы заранее предупреждаем об условиях работы. И если, не дай Бог, сегодня пойдет дождь — у нас есть два больших автобуса, где все смогут укрыться. И чай горячий всегда рядом — так что все у нас хорошо!
Как будто услышав наш разговор, Александр Велединский дает команду утеплить тех, кто замерз, пока идет перестановка декораций. И на площадку тут же приносят самую разную теплую одежду. И на плечах некоторых зека видим куртки… фельдшеров «скорой помощи»! Уж очень они теплые!
Специально для съемок построили палубу корабля «без дна» — сооружение стоит на берегу
Спасибо бабушкам
Пока шла репетиция прохода заключенных с корабля на остров, поговорили с художником по костюмам Владимиром Купцовым, которому в этом проекте есть, где развернуться.
— Владимир, почти у каждого артиста массовки в руках — чемодан явно столетнего возраста и очень уж старые холщовые мешки. Откуда этот реквизит?
— Что-то взяли в аренду на «Ленфильме», что-то покупали на блошиных рынках, в антикварках. Есть здесь и новые вещи, но вы их не «опознаете», потому что предварительно они «фактурятся» — то есть, состариваются.
— На всех артистах — очень колоритные одежды. И фасон, и ткань – явно еще тех времен. Это все тоже с блошиных рынков?
— Актеров обшивали. Есть что-то и из прокатных костюмов, но их — меньшая часть, потому что в целом очень большой «гардероб» нам был нужен. Поэтому большую часть костюмов шили из современных тканей, а потом уже «фактурили» их.
— Но тут же еще и расцветки очень узнаваемые: советские, приглушенные, практически серые… Ткани с какого-то еще советского склада, наверное?
— Ткани покупали на фабрике в Белоруссии. Их производят в Минске. Они действительно похожи на ткани, которые производили в СССР — по фактуре, рисунку. Для нас это находка.
Художник по костюмам Владимир Купцов доводит костюм чекиста до идеала
— А с чего вообще начинается работа художника по костюмам на конкретном кинопроекте?
— Как и у всех – со сценария, сбора кинематографического материала. Ищем картинки, фотографии нужной эпохи. Если это военный костюм — ищем документы, регламентирующие форму одежды, советуемся с военным консультантами. Для меня стало открытием, что в 20-е годы еще не были придуманы «ватники», телогрейки — они появятся позже, как «униформа» заключенных. А в те годы люди находились в тюрьме в своей одежде, в которой их доставили и какую они могли взять с собой. Сегодня как раз мы снимаем сцену доставки осужденных на Соловки. При этом режиссер просил с самого начала, чтобы это было максимально фактурно. Поэтому использовали весь спектр фактур тканей – и вязаных, шерстяных, и гладких. Весь трикотаж на актерах – это ручная работа, бабушки вязали на заказ. У нас была прекрасная ассистент из Минска, и она нам очень помогла: бабушки из Минска связали огромное количество вещей!
— В чем особенность женских костюмов на этом проекте?
— На самом деле их в «Обители» не так много. У Галины, одной из главных героинь, в которую влюблен и начальник тюрьмы, и Артем, есть и полувоенная форма, и «гражданская» одежда в стиле 20-х годов. Но она достаточно скромная — учитывая местонахождение Галины…
Почти все костюмы в картине — «ручной работы»
«С Есениным на дружеской ноге»
Одну из центральных ролей – поэта Афанасьева, оказавшегося за решеткой — играет питерский актер Яков Шамшин, известный зрителям по работам в сериалах как «Лиговка», «Ленинград 46», «Страсти по Чапаю», «Черная кошка», «Хождение по мукам». Он сыграл и в двух фильмах Александра Велединского — «Ладога» и «В Кейптаунском порту», где и получил приглашение от режиссера на пробы в следующий проект – «Обитель».
— Роман Прилепина я прочел заранее, — рассказывает Яков. – И сценарий мне даже больше понравился, если честно. Кто еще пробовался на эту роль, не знаю — мы же не пресекаемся на кастинге, это актерская этика. Я даже не знаю, сколько шел кастинг. О фильме с Александром Алексеевичем мы говорили еще на съемках «В Кейптаунском порту». Говорили сразу конкретно про Афанаса. И хотя потом пробовалось на роль много артистов, в итоге Александр Алексеевич вернулся ко мне.
— Чем вам нравится ваш герой?
— Всем!
— А чем не нравиться?
— Подлостью натуры, наверно — но тут тоже не все так просто. Артист же — адвокат своей роли… Поэтому я скорее расскажу о нем много хорошего, чем плохого.
— Расскажите тогда хорошее.
— Как мы с Александром Алексеевичем определили, Афанас – это человек без центра тяжести. И он живет по наитию. Ветром его носит по жизни, и в итоге вот на Соловки занесло. Он поэт, поэт плохой, но при этом уверен, что гениальный – где-то даже на уровне Сергея Есенина. И Сергей Александрович – это его кумир. Он, возможно даже, где-то выпивал с ним в кабаке. Ну, как выпивал… Где-то сидел Сергей Есенин, а Афанас рядом находился. И так он может со всеми «рядом находиться» — и с бандитами, и с богемой… Очень пластичный человек сам по себе. Но по-настоящему он не может ни с кем.
— Вы бы пошли с ним в разведку?
— С Афанасом?! Никогда!
Главные персонажи картины «Обитель» — Артем Горяинов (Евгений Ткачук) и поэт Афанасьев (Яков Шамшин)
Искупление Артема Горяинова
Жизнь в Соловках показана глазами главного героя – Артема Горяинова. Его играет молодой, но уже зарекомендовавший себя в профессии актер Евгений Ткачук. Кстати, во «В Кейптаунском порту» он сыграл главную роль, и приглашение на новый проект получил там же, как и Яков Шамшин. Задача его героя – выжить. И он решает ее всеми доступными на тот момент и в том месте способами, поначалу меньше всего думая о нравственной стороне поступков.
В перерыве съемок артист нашел несколько минут, чтобы рассказать о своем герое.
— Артем, для вас эта история про что?
— Про поиск смысла жизни.
— Не давит груз ответственности: такой известный писатель, такой знаменитый режиссёр, такой материал?
— Я уже столько «грузов ответственности» за свою жизнь перенес на плечах, что считаю себя в этом смысле натренированным! (Смеется.)
— Прониклись ужасом лагеря на Соловках?
— В процессе…
— Какие сложности работы в проекте — кроме того, что на площадке очень холодно? Вовсе не июль, как требуется по сюжету…
— Как в любом фильме, есть сложности технические — тот же холод. Голода нет, слава Богу, но в кадре его приходится играть. Мой герой, как и все на Соловках, недоедает. Но к любым сложностям я отношусь как к «есть что играть». Поэтому всегда только в плюсе.
— Текста много приходится учить?
— Нет. Мы определи с Александром Велединским, что это больше персонаж созерцательный. Артем слушает, воспринимает и пытается внутри себя построить логические связи с миром, который на его глазах уничтожает все человеческое.
— Самые тяжелые сцены?
— Отправная точка – это исходное событие, убийство отца. Самым сложным было — понять, что это такое вообще. И весь фильм — это путешествие на Соловки, так сказать — это именно осознание того, что лежит в основе этого страшного поступка. Ведь из-за него разрушается целая семья. И это уже не может не повлиять на его потомков, которые будут жить через двадцать, пятьдесят, да хоть и через сто лет. Поэтому надо понимать, как мы ведем себя сейчас, думать о том, что будет с нашими детьми позже, когда нас не будет.
— Если бы вы были адвокатом своего героя, на чем бы построили защиту?
— Тут вся философия строится на том, что Артему не нужен адвокат. Он понимает, что был не прав, знает свои грехи, нетерпимость, и знает, за что принимает эту муку. Готов нести наказание. Другое дело – он не готов умирать. Но в этом лагере всё — не для того, чтобы человек осознал вину, а чтобы уничтожить в нем всякое человеческое, чтобы он стал безвольным существом, которое готово на все, чтобы выжить. И в итоге Артем приходит к тому, что лучше смерть, чем такая жизнь. И это — осознанный выбор. И путь «прочь от Бога», как оказалось, приводит его к пониманию Бога — через приятие своей смерти. Но это все сложно объяснить, а чтобы понять — нужно прочитать роман «Обитель». И посмотреть наш фильм.
— У вашего героя — роман с любовницей начальника тюрьмы Галиной, которую играет Александра Ребенок. Эти сцены уже сняты?
— Да, любовные сцены уже были. И будут. С этим все прекрасно! (Смеется.) Чувство к женщине — это единственная радость моего героя в Богом забытом месте. Чтобы зрители тоже хоть чуть-чуть отдыхали, а не только переживали и плакали. Эмоционально это будет очень сложная картина…
Лариса Зелинская,
Фото предоставлены пресс-службой телеканала «Россия»