«Силиконовый лес» Академгородка в германской постановке

Сейчас Шумахер, получивший режиссерское образование в Нью-Йорке, проводит предварительную исследовательскую работу, стараясь постигнуть атмосферу Академгородка, встречается с учеными, в том числе и того, первого, исторического поколения, изучает все, что планирует реализовать в театральном проекте.

Город будущего

«Я хочу поставить спектакль об идеальном научном городе будущего. По моей задумке, Академгородок – это одна великая мечта построения идеального научного города. Мне интересен этот феномен – каким образом люди пытались воплотить свою мечту и что из этого получилось, — рассказал Шумахер новосибирским гостям на своей творческой встрече. — Могут ли существовать такие идеальные города – центры науки и инноваций? Какова судьба микрогорода для работы и проживания ученых, построенного по приказу государства? Насколько дух изобретательства и инноваций способен существовать в строго определенных условиях? Не обречен ли он на провал? Необходимо ли ученым проживание закрытым сообществом, отстраняясь от «обычных» людей»».

Макс Шумахер знакомится и общается с местными учеными: и со старожилами, и с молодыми, и с IT-специалистами, представляющими современный Академгородок. Он хочет понять компоненты составляющего научного класта. Вникнуть, насколько сильна привязка местных жителей к Академгородку и существовал ли в то время «научный патриотизм». Сохранился ли он до сих пор .

По словам Шумахера, новая постановка будет проводить некую параллель с исследовательским кампусом концерна Bosch в городке Реннинген под Штутгартом, а также с «братом-близнецом» Академгородка ― районом Adlershof в Берлине. Adlershof на территории бывшего восточного Берлина тоже возник как государственный проект по созданию научного центра в ГДР и получил мощное развитие после объединения Германии.

На зеленых просторах

Спектакль уже имеет название — «Академгородок — силиконовый лес». Вторая часть названия навеяна ассоциациями с Силиконовой (Кремниевой) долиной, расположенной на полуострове Сан Франциско в Калифорнии (США) и одноименным фильмом, рассказал режиссер. А лес… Потому что сибирский научный городок находится в лесу. И сейчас местные жители стараются сохранить эти природные богатства, борются против вырубки зеленых насаждений. К тому же на Западе Академгородок образно называют Силиконовым лесом.

Идею постановки Максу Шумахеру подсказала бывшая жительница Академгородка Мария Пяткова — дочь профессоров, выпускница НГУ. Она изучала малекулярную биологию на факультете естественных наук. Но всегда увлекалась современным танцем. Уехав в Германию учиться в аспирантуре, Мария поняла, что ее хобби — это ее призвание. Оставила научную деятельность и стала заниматься танцами. В последние несколько лет она ставит танцевальные номера, в том числе и в Post theater.

«Когда я услышал от Марии про Академгородок, то загорелся этой идеей, — сказал Шумахер. — Немцы ничего не знают про него. Для них это настоящая научная фантастика. Что получится на выходе, пока сказать не могу. Это исследование. На сцене будет показан эксперимент, и объектом этого эксперимента будет Академгородок, его развитие».

Театральный провокатор

Тематика Шумахера — документальные спектакли и научно-фантастические постановки. Он работал более чем над 50 проектами в различных странах. Но чаще всего его спектакли были представлены в Восточной Азии, Юго-Восточной Европе и Германии. В родной стране у него (совместно с японским актером Хироко Танахаси) свой Post theater, расположенный на двух площадках — в Штутгарте и Берлине.

Спектакли в Post theater в основном фантастической тематики. В Германии такие почти никто не ставит. Обычно театры обращаются к прошлому и настоящему, и очень редко — к будущему. К фантастике отношение в Германии скептическое. Это считается коммерческой продукцией, — рассказал Шумахер. — Западноевропейской интеллигенции ближе классика, и не только театральная:

«Когда я рос, считалось, что научная фантастика – литература низкого пошиба. И достигнув 14-летия, приличный мальчик не должен был читать такие книги. Большинство научной фантастики действительно невысокого качества. Это полудетское чтиво. Немецкие писатели никогда не прикасались к научной фантастике. Режиссеры боятся ставить на сцене научную фантастику. Считают, что по спецэффектам конкурировать с фильмами-фентези невозможно. Но ведь зрелищности можно достигнуть другими способами! Моя режиссерская манера включает в себя и инсталляции, и использование видео. Новые цифровые технологии способны существенно расширить эстетический диапазон театральной пьесы. Я один из немногих ставлю на сцене фантастику. Так что я своего рода провокатор».

О новосибирцах для немцев

«Силиконовый лес» пока проект. Но заявлять о нем уже нужно.

«Мы его анонсировали прежде, чем детально изучили реалии города ученых. Это необходимо, чтобы получить деньги под проект, — объяснил Шумахер. — Финансирование (частное или государственное) будет в Германии. Деньги на него точно будут выделены. Показа спектакля также будут в Германии».

По предварительному сюжету все актеры и зрители попадут в будущее, где машина искусственного интеллекта устроит эксперимент по созданию идеального научного города. В дальнейшем каждый посетитель спектакля с помощью смартфона проголосует за определенный вариант развития событий и таким образом повлияет на ход истории. Так что постановка каждый раз будет показываться немного по-другому.

Эльвира Корченко
Фото автора

//

Exit mobile version