Депутаты Заксобрания региона недовольны, что при объявлении конкурса по этому проекту, а также при заключении концессионного соглашения на реализацию проекта строительства мусороперерабатывающих комплексов, региональное правительство даже не спросило их мнения.
Концессионные соглашения на возведение четвертого моста в Новосибирске, а также на строительство двух мусороперерабатывающих комплексов рядом с городом предполагают привлечение средств частных концессионеров. Последние вкладывают свои средства в проект под многолетние бюджетные гарантии: 25 лет в случае с мостом и 40 лет в случае с мусоропереработкой. Однако общественность и депутаты заметили, что сомнительная экономика этих проектов может в самое ближайшее будущее лечь многолетним ярмом на бюджет региона.
Что теперь намерены делать депутаты, осталась ли в их руках власть остановить эти проекты или как-то существенным образом повлиять на их дальнейшую судьбу? С такими вопросами НДН.инфо обратился к самим народным избранникам.
«В случае, если прогноз востребованности данного моста среди жителей Новосибирска окажется не верен, то бюджету придется компенсировать неполученный доход концессионеру. Такого рода проекты должны быть самодостаточны, и концессионер должен самостоятельно оценить и принять на себя или не принять эти риски».
«Среди нас нет ни одного депутата, ни одной фракции нет, которая бы поддерживала это решение. Мы все против. Но нас не слышат».
Сейчас, по словам Лебедева, председатель Совета депутатов Дмитрий Асанцев готовит письменное обращение депутатов к их коллегам из Заксобрания, чтобы те все-таки еще раз подумали и всё взвесили:
«Через несколько лет у нас сменятся те люди, которые сейчас стоят у власти, поменяется состав депутатского корпуса, а продолжать платить из бюджета мы будем не один десяток лет».
В горсовете из-за этого проекта готовятся к самому пессимистичному варианту развития событий, сказал Лебедев:
«Мы как депутаты можем и не вносить изменения в бюджет каждый год, когда нужно будет гасить концессию. Но у областников тогда будет ответная мера — сокращение нам субсидий, субвенций из областного бюджета. И эти высвободившиеся деньги направлять на погашение задолженности по концессионному соглашению. Возникнет очаг конфликта между городом и областью».
В такое тяжелое экономическое время нужно в первую очередь просчитать риски от мнимой доходности, уверен народный избранник:
«Если они готовы рисковать, пусть рискуют сами. У них беспроигрышный вариант. Почему мы, городской бюджет, депутаты, должны нести риски тех, кто будет возводить эту конструкцию и впоследствии получать за нее каждый год определенную сумму денег?»
Лебедев понимает, что концессионное соглашение на строительство четвертого моста через Обь с большой долей вероятности будет подписано:
«Как я понял, до 15 ноября решение по этому проекту будет окончательно принято. Проект и в Москве в приоритете на рассмотрении. Наши шансы как-то нивелировать ситуацию есть, но они ничтожно малы. И поэтому точка не поставлена, но реальные перспективы уже прорисовываются, и для Новосибирска они не радужные».
Титков лояльно воспринимает то, что мост будет платным. Люди в мире ездят и по платным дорогам. Но он не уверен, что по мосту будет ездить много машин:
«В Подмосковье участок дороги на Санкт-Петербург сделали платным. Так никто по нему не ездит, потому что там цена какая-то сумасшедшая. И сколько этот участок будет окупаться? Дельфинарий на территории Новосибирского зоопарка построили. Даже на двухлетних детей нужно брать билет за 800 рублей. Дочь пошла с внучкой — заплатила 1600 рублей. Пришли в дельфинарий, а там пустой зал — потому что цена такая!»
Титков призывает сначала разбираться в таких многомиллиардных проектах, а потом уже заключать концессионные договоры.
«Сейчас концессионное соглашение на проект моста, потом — на строительство мусороперерабатывающего завода, следом — на передачу ЖКХ Новосибирской области. В Новосибирской области не было еще платных мостов и дорог. И я не уверен, что водители будут готовы платить за проезд через мост даже 150 рублей, о которых идет речь. Тогда как он окупится? Вот эти вопросы мы обсуждаем и не отпускаем эту тему».
Парламентарии могут через обращение Заксобрания в Госдуму внести предложение внести изменения в федеральный закон. Либо же парламентарии должны подготовить обращение к губернатору.
«Если мы обратимся к губернатору с пожеланием предусмотреть в этом постановлении согласование проекта концессионного соглашения с Заксобранием до момента его заключения, — цитирует Сичкарева пресс-служба Закосбрания НСО. — Тогда мы будем иметь рабочий документ и будем участниками рабочего процесса».
«Например, проект мусороперерабатывающих заводов в Верх-Туле и Раздольном я современным не считаю. Вроде бы 21-й век, а что нового? Только что эти свалки будут покрасивее тех, которые уже есть…»
Чтобы проект окупился, нужно, чтобы эти заводы перерабатывали в год 800 тысяч тонн мусора. Именно это число записано в концессионном соглашении, сказал Агеенко:
«Мы как не считали, больше 314 тысяч тонн в год никак не получается. А как этот явно завышенный объем (800 тысяч тонн) будет получаться? Вы же со всей области не свезете им мусор на эти два полигона? Тогда концессионер скажет: «Раз не довезли этот объем, значит платите — возместите из бюджета». Поэтому мы запланировали проведение трех заседаний рабочей группы».
В ближайшее время на первом заседании члены рабочей группы будут сопоставлять объемы самого мусора и завышенную цену за сортировку и за утилизацию. А затем разбираться, что за этим стоит.
Но пока депутаты могут только убеждать местные власти в нерентабельности проектов. Других рычагов воздействия у них нет, потому что больше нет местного закона о концессиях.
После принятия в июле 2015 г. 224-го федерального закона о государственно-частном партнерстве закон «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве» отменили.
«Там же все было продублировано», — объяснил Агеенко.
Но, как выяснилось позже, 70 субъектов Федерации свои законы не отменили, а только внесли в них поправки и оставили за собой, местными законодателями, хотя бы некоторые полномочия.
«А раз у нас сегодня нет областного закона об участии в государственно-частном партнерстве, значит и полномочий особых нет», — резюмировал Агеенко.
Пока депутаты возмущаются, обсуждают и убеждают, караван правительства Новосибирской области идет к тому, чтобы вслед за мусорной концессией подписать соглашение и по четвертому мосту. Правда, здесь проект может ждать сюрприз — деньги от системы «Платон» могут уйти в другой регион. Впрочем, это может означать только отсрочку реализации проекта, но не отказ от него.
Эльвира Корченко
Фото: zsnso.ru и предоставлены комментаторами
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!