Внутри здания клуба «Отдых» 7 нобря 2016 г.
Об альтернативах застройки Новосибирска безликими многоэтажными зданиями и дальнейших вариантах поведения для застройщика площадки на ул. Богдана Хмельницкого рассуждает Андрей Новоселов. НДН.инфо приводит в полном объеме опубликованный им на своей странице в Facebook текст «Про спорткомплекс на «Богдашке».
Оценим теперь покупательную способность горожан. Из полуторамиллионного населения города 30% составляют пенсионеры, то есть 450 тысяч человек. И они, по банковским правилам, в ипотеку не играют. Еще 300 тысяч составляют дети, студенты, безработные, инвалиды и просто праздношатающиеся, вроде автора этих строк. Остается 750 тысяч работающих, потенциально нуждающихся в улучшении жилищных условий. Среднюю зарплату по городу, уже очищенную от налогов и выданную на руки, примем условно за 20 тысяч рублей. Тогда месячный общегородской фонд зарплаты составит 15 млрд рублей, а годовой — 180 млрд рублей. Из этой зарплаты на житье, питье и мытье уйдет до 80%, то есть 144 млрд рублей. Таким образом, остаток на лучшую жизнь составит 36 млрд рублей. Из этой суммы беззаботные граждане не менее половины потратят на Египет, новый автомобиль, девушку и мебель. На рынок жилья поступит не более 18 млрд рублей.
А может быть, все-таки, перестать безумствовать и заполонять город безликими многоэтажками, в которых обитают лишь привидения из департамента жилищного хозяйства? Может быть, пора уже перестроиться на объекты соцкультбыта? Думаете, что невыгодно?
И что мы видим: товаров на рынке недвижимости ежегодно добавляется на 86 млрд, а горожане готовы потратить не более 18 млрд. Откуда строительные компании возьмут еще 68 млрд, чтобы свести сальду с бульдой… Родят, что ли? Тогда покажите мне этот роддом, я хочу там работать акушером!
А может быть, все-таки, перестать безумствовать и заполонять город безликими многоэтажками, в которых обитают лишь привидения из департамента жилищного хозяйства? Может быть, пора уже перестроиться на объекты соцкультбыта? Думаете, что невыгодно? Ну, если построить театр и не запустить туда талантливую труппу с нестандартным режиссером, то зрители вряд ли в него пойдут. Если построить цирк, то, опять же, сам по себе он денег не принесет. Понадобится еще слон и пара клоунов, как минимум. Вот и стадион строить не имеет смысла, если лень устраивать там ежемесячное спортивное шоу. Для людей, подчеркну.
Давайте, поговорим о крытом футбольном стадионе, способном принимать зрителей круглый год и даже в свирепые морозы. Дорогая, конечно, получится вещичка. Сможет ли она себя окупить? А все зависит от того, кем ее наполнить. Для этого нужны футбольные команды, да еще в каждом околотке. Способен ли Новосибирск их воспитать? Да легко и даже не бросая курить. Новосибирск — мощный культурный и производственный центр, чего бы там ни говорили. Несколько военных вузов могут в одночасье организовать по десятку команд. Университеты и академии тоже в стороне не останутся: футбольные команды факультетов и курсов — это забытые студенческие традиции. А заводы, а полиция, а воинские части? Да даже Оперный театр и Новосибирская митрополия могут делегировать своих «горилл» на общегородские футбольные баталии. Десять внутрирайонных чемпионатов выявят сильнейшие команды и на их основе будут созданы сборные районных футбольных клубов. И все это с минимальными затратами. Затраты начнутся лишь на уровне районных сборных. А вот теперь, если кто забыл арифметику, зовите маму, начинаем считать.
Я в футболе, честно говоря, разбираюсь еще меньше, чем председатель Российского футбольного союза. А поэтому могу ошибиться с устройством чемпионатов с куда большей вероятностью. Но, мнится мне, что всякая команда на подобном соревновании должна хоть один раз сыграть с остальными девятью. Тогда получается, что 10 команд должны провести 45 встреч и еще три финальные, итого 48 игр.
Если уж «Сибирь» собирает полный стадион за три часа торговли билетами в интернете, то международный футбольный матч соберет деньги в два раза быстрее, то есть часа за полтора.
И эти 48 встреч принимает наш пока еще не построенный спорткомплекс. Если чемпионат будет длиться три месяца, а игры проходить по выходным, то получится, что каждые субботу и воскресенье на стадионе будут организованы по две игры в день, и это нормально. Допустим, что интерес к играм будет слабый и наполняемость трибун составит всего треть от общего количества мест. Плохонький комплекс — это 15 тысяч зрительских мест, а треть от них — пять тысяч. При средней цене места, как в ЛДС «Сибирь», 500 рублей, с одного матча можно взять 2,5 млн рублей или 5 млн в день. Восемь выходных в месяц дадут 40 млн рублей, а за год, поскольку городские чемпионаты разумно проводить ежеквартально, 480 млн рублей. Из этой суммы примерно половина уйдет на содержание комплекса. Расчеты расходов я здесь приводить не буду, дабы не запудривать мозги. Поверьте мне на слово, как вы это умеете делать, глядя в телевизор. Остается примерно 240-250 млн рублей, и это, если кто не узнал, прибыль. За четыре года она составит порядка 1 млрд рублей, и это и есть стоимость нашего спорткомплекса. Таким образом, стадион окупится за четыре года, а на пятый год 250 млн – это уже денежки для свершения заветных желаний. Можно, конечно, плюнуть все и уехать хоть на Багамы, хоть в Кыштовку — с такими-то деньжищами везде хорошо. А можно, если не забывать о том, что спорт — это бизнес, вложить эти деньги в команду из 22 еще не испорченных юношей и их трех, уже слегка пропащих, наставников. 250 млн на двадцать пять человек — это по 10 млн рублей, не поворачивается язык сказать «зарплаты», на человека в год.
А вот эта уже команда должна собирать полный стадион или, в противном случае, возвращать полученные деньги упорным трудом где-нибудь на шахтах Кузбасса. Я не поклонник хоккейной команды «Сибирь», и этому есть причины. Но, тем не менее, к моему вящему удивлению, билеты на игры в ЛДС существуют в природе не более трех часов. И это я объясняю не умением игроков «Сибири» стоять на коньках, не роняя при этом ни клюшки, ни достоинства, а, бешеным, не побоюсь этого слова, интересом новосибирцев к спорту. Поэтому, если уж «Сибирь» собирает полный стадион за три часа торговли билетами в интернете, то международный футбольный матч соберет деньги в два раза быстрее, то есть часа за полтора.
А откуда мы возьмем международную встречу? Это еще что за Нью-Васюкинский проект? На самом деле, это не идея Остапа Бендера, а нашего президента В.В. Путина. И состоит эта идея в том, чтобы создавать альтернативные союзы и блоки, чтобы искать иные пути развития, в обход традиционных западных, навязываемых нам с маниакальной настойчивостью.
Кто нам мешает проводить собственные сибирские чемпионаты в рамках Сибири и Дальнего Востока? Кто нам мешает проводить встречи в рамках, Таможенного союза и БРИКС? (Представляете, с бразильцами напрямую схлестнуться? Я нет). Кто мешает учредить Кубок мэра Новосибирска, Кубок губернатора? А Кубок Дружбы вообще открывает огромные возможности для встреч со сборными городов Китая и стран СНГ. И заметьте, что каждый полный стадион при средней цене билета в одну тысячу рублей принесет собственникам 15 млн рублей за матч. Допустим, сборная города проводит в месяц всего две встречи — первого состава с гостями, а затем и второго. 30 млн в месяц дадут годовую цифру в 360 млн дополнительной прибыли. И если кому-то эта цифра кажется маленькой, то он может еще подрабатывать ночным сторожем.
Спортивная жизнь в городе подтолкнет и малый бизнес. Здесь и развитие общепита, массажных салонов, бань, производства спортивной одежды, сувениров и даже тотализатора. Но конечная цель — здоровый образ жизни наших детей, которых пора оторвать от гаджетов.
Но это всё были богатые мечты бедного китайца. А что мы имеем на сегодняшний день в реалии?
Есть строительная площадка на «Богдашке», увы, уже без памятных объектов. Есть упрямый собственник, он же инвестор, который уже ничего не сможет построить. Он ведь инвестор, а не строитель. И у него должен быть генподрядчик, а у того, в свою очередь, полста субподрядчиков. И у каждого свои проблемы, сложные отношения с властями, поставщиками, работниками и даже собственными женами. И вся эта масса людей пребывает на грешной новосибирской земле и никуда уезжать из города не собирается. Инвестору-то, в случае чего, собраться — только подпоясаться. У него здесь чемоданов даже нет. А все остальные, включая и его личных представителей, тут живут. И, что важно, дальше хотят жить. Как ему строить отношения с этой тысячей людей, каждый из которых может повлиять на его судьбу, мне неизвестно. Так что строить — не ломать. Это разрушить дом можно за неделю, а вот новый построить — нужен год, а то и два. Причем, строить придется руками людей, которые ему, инвестору, уже не доверяют, да еще и в окружении внимательных недоброжелателей. Я бы на его месте не рискнул. Но даже если он эти дома и построит, то все равно ему придется ехать в денежный роддом, где я — главный акушер, если не забыли. Потому, что у новосибирцев нет денег на его халупки, и недостающую сумму ему придется рожать. Но это не значит, что все у застройщика пропало, и выхода нет. У инвестора, на мой взгляд, есть следующие пристойные варианты:
1. В порядке извинения самому и добровольно изменить зонирование ул. Богдана Хмельницкого. При этом, кстати, в порядке компенсации получить от мэрии землю под строительство жилья в другом месте. Затем построить спорткомплекс и зарабатывать на пропаганде спорта. И очень хорошо жить.
2. Отдать участок другим застройщикам, которых интересует спорт вообще и футбол в частности в обмен на землю или разумные деньги.
3. Улететь на Луну и не вернуться.
И все эти варианты он должен обдумать прямо сейчас. Потому что время пошло.
Фото: НДН.инфо (1), Андрей Новоселов (2)
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!