Что мешает этим танцорам?

Ситуация с мойками примерно такая, как с головами Змея Горыныча. Они от борьбы только множатся.

Вообще то «борьба» с «жуковским злом» ведется не одно десятилетие. Примерно с середины 90-х годов прошлого века. В ту пору, на вполне себе жилой (тогда) улице появились женщины, скромно сидящие у калиток своих частных домов с полными ведрами воды. Услуга оказалась востребованной в связи с тем, что в пользовании у горожан после суровых советских времен появились частные автомобили, причем сразу в немалом количестве. Сфера услуг как всегда не успевала за спросом, с работой было напряженно, а тут живые деньги в прямом смысле лежали на асфальте. Грех было не поднять. И поднимали, повторюсь, женщины и дети. На их противоправные уже тогда действия смотрели сквозь пальцы еще не выросшие до гипертрофированных размеров контролирующие органы. Такая деятельность велась на многих городских улицах, но прижилась она только в Заельцовке.

Прошли годы, и не побоюсь этого слова, десятилетия. Ритуальные танцы вокруг автомоек затихали и возникали вновь. Ведерки с водичкой переросли в большие нелегальные, но открытые всеобщим взорам моечные комплексы. Теперь в частном секторе на улице Жуковского минимум каждый второй двор — автомойка на несколько машин. «Мойка с химией — 120 рублей», — гласят рекламные плакаты. Тонны воды с вредной химией сливаются в лучшем случае в неприспособленную для этого бытовую канализацию. В худшем — прямо на улицу.

Но вернемся в студию ГТРК. На почетном месте, за центральным столом расположились уважаемые друг другом люди — представители мэрии, Центрального округа, полиции (куда же без них) — и присевший рядом с журналистами, видимо, большой скромности человек — замруководителя Росреестра, пришедшие сообщить прессе о том, как они борются с незаконным и вредным для здоровья граждан и экологии города промыслом. И чего этой борьбой добились.

Отчет о проделанной работе (по крайней мере, он так считает) начал полицейский полковник, замначальника управления Виталий Владимирович Крицкий. Начал достаточно уверенно, и было видно, что несколько цифр он знает твердо, наизусть и без бумажки.

Итак, чем обнадежил собравшихся представитель доблестной полиции? Ну, во-первых, он сообщил, что на сегодняшний день нелегальными автомойками полиция занимается достаточно давно. Что для этого необходима затрата людских ресурсов, время и организация. И что также начата работа с заинтересованными ведомствами. Уже посчитано количество нелегальных автомоек, и есть конкретная цифра. Их ровно 41. И что «существуют моменты, которые позволяют вести работу». А конкретно, согласно части 1 статьи 14.1 КоАП, можно нелегальных автомойщиков оштрафовать на сумму от 500 до 2000 рублей. На физлицо. Что полицейские и делают, штрафуя каждую автомойку на 500 рублей примерно раз в год. Еще они изымают моечное оборудование и держат его у себя, пока владелец автомойки (нелегальной) не оплатит искомые 500 рублей (по сложившейся практике суд назначает именно такую сумму). После этого оборудование возвращается и процесс мойки машин продолжается, судя по предыдущим словам полковника, еще год.

Еще Виталий Владимирович похвастался, что во время проверок привлекаются смежники — выдвигаются сотрудники ГАИ. Это он сам так сказал. Чувствуется, что человек со стажем и в органах служит давно. А впрочем, может, и не оговорился. Может быть, вспомнил, как боролись все с теми же автомойками в то время, когда были ГАИ и милиция. Автомойки — они такие. Они всех пережили.

На мой наивный вопрос, не стыдно ли ему за подобные результаты неустанной деятельности теперь уже полиции, с учетом повышенных зарплат, бюджетного финансирования, всевозможных льгот сотрудникам, полковник уверенно ответил, что нет, не стыдно. Но, впрочем, через пару минут все же согласился, что штраф в 500 рублей — это, безусловно, смешно.

Следующим взял слово глава профильного комитета мэрии Дмитрий Анатольевич Маяцкий. Из его выступления стало ясно, что темой нелегальных автомоек они занимаются давно. И в октябре прошлого года была создана специальная комиссия для решения этой проблемы. И есть даже кое-какие результаты. Ну, во-первых, автомойки сосчитали. По словам Маяцкого, их — десятки (!) Стоит отметить, что в этот момент, на фоне «десятков» Маяцкого полицейский полковник с его четко посчитанной 41 автомойкой выглядел вполне себе орлом. Хотя бы по точности подсчета.

Тем временем Маяцкий продолжал сетовать на недостаток инструментария. «Мы действуем согласно статье 8.8 КоАП РФ — нецелевое использование земельных участков. Там (на ул. Жуковского) разрешенное использование земли — для эксплуатации жилого дома. Но согласно статье, штрафные санкции от 1000 рублей. И мы не видим само правоприменение. Но есть решение о сносе дома по адресу Жуковского, 11». Тут господин Маяцкий несколько слукавил. Или ошибся. Дело в том, что никакого дома по такому адресу нет. А есть ангар для одновременной мойки как минимум четырех машин. Вот его-то и планирует по решению суда снести муниципалитет. Только пока он сносит, автомойка активно работает.

Впрочем, и Дмитрий Анатольевич похвастался определенными достижениями, поставив себе в заслугу тот факт, что процесс увеличения автомоек прекратился. Правда, не сумев назвать их количество в прошлом году. А также пренебрегая тем фактом, что больше автомоек на Жуковке вряд ли может появиться просто физически — ну нет здесь на первой линии практически дворов без моек. Ну, разве что кто-нибудь догадается разместить их на вторых этажах, с заездом по пандусу. Что, впрочем, представляется маловероятным в связи с затратностью подобного решения.

Скромно сидящий рядом с журналистами и не попавший на фото замруководителя Росреестра Вячеслав Викторович Сорокин несколько огорошил собравшихся. Без всякого вступления заявив: «Общественный контроль должен работать».

Вячеслав Викторович, впрочем, тут же пояснил, что его ведомство также имеет отношение к существующей проблеме. Причем действует в рамках все той же статьи 8.8 КоАП, предусматривающей наказание от 1000 до 1500 рублей на пресловутое физлицо. И это в лучшем случае. Ведь если мойка закрыта на момент проверки (а они действительно как-то узнают и почему-то закрываются), то «мы не видим само правонарушение. Кроме того, существует Федеральный закон № 294 о защите прав юридических лиц при осуществлении госконтроля. И мы разворачиваемся и уходим. Не может же инспектор караулить целый день. Необходим общественный контроль», — вновь вернулся к идее переложить на кого-нибудь свои обязанности замначальника Росреестра.

Как конкретно, следуя невнятной логике чиновника федерального ведомства, эта вот неведомая общественность должна контролировать незаконные автомойки, Вячеслав Викторович не пояснил. И не спрогнозировал, что общественности за это будет. Ведь если на автомойках оказывают физическое сопротивление представителям власти… А проще говоря — уже привычно бьют полицейских при исполнении, зашедших с проверкой… Тех самых, которых, по словам президента Путина, и пальцем тронуть нельзя. Но это в Москве, на Болотной нельзя. А в Новосибирске, на улице Жуковского очень даже неплохо получается.

Впрочем, надежда у г-на Сорокина все же есть не только на общественность. А еще и на то, что в Госдуме примут закон «О государственном земельном надзоре» и сумма штрафа увеличится до 50 тысяч рублей, что, по-видимому, существенно подорвет экономическую базу нелегального бизнеса.

Настоящим миротворцем при решении данной проблемы выступил заместитель главы администрации Центрального округа Евгений Анатольевич Шестернин, попытавшийся воззвать к патриотическим чувствам горожан и предложивший им не пользоваться услугами нелегалов. Из чувства милосердия к собственным детям, которые дышат вредными моечными химикатами, которые выливаются прямо на дорогу и растаскиваются колесами проезжающих автомобилей по всему городу.
Впрочем, сложно верится, что при стоимости мытья на нелегальной автомойке в 300 рублей, а на легальной в 600—800, кто-нибудь подумает о чужих детях. Во всяком случае, в массовом масштабе.

Вот собственно так хорошо и бестолково мы посидели в студии ГТРК. Заодно узнали массу нужных и не очень сведений. Что у муниципальных уборочных машин из-за слитой на дорогу воды и химии при замерзании этой субстанции летит гидравлика. Что за последнее время у нелегалов изъяты (и возвращено по решению суда) 51 моечный аппарат и 26 пылесосов. Что сделать с незаконными автомойками ничего нельзя, но все будут работать над тем, с чем ничего сделать нельзя, утирая трудовой пот, за хорошие бюджетные зарплаты и впредь.

В общем, хорошо посидели. Пусть и непродуктивно, но весело. Подробные объяснения — что же не вытанцовывается у такой кучи чиновников и силовиков с незаконными автомойками, и что им именно мешает, — вызывали лишь одно чувство — чувство юмора. И если пять минут смеха действительно заменяют стакан сметаны, то за время встречи в пресс-центре ГТРК я лично нахохоталась минимум на ведро.

Элеонора Соломенникова

Exit mobile version