Цирк должен вызывать у зрителя чувство риска, которое испытывает артист. — Братья Шатировы


20 метров над уровнем арены

В современной мировой практике воздушные гимнасты работают под куполом без страховки, объяснили братья Шатировы:

«Выехать на международный фестиваль, а потом обвязать себя и так прыгать… Да на это никто смотреть не будет! Когда артист привязан за ноги, за пояс, за шею, то зрителю спокойно. А зритель должен воспринимать адреналин, который выпускает артист. От этого представление становится краше».

Но не все трюки выполняются без страховки, и немедленно ее снять артистов никогда не заставляют. Вольтижер (основной воздушный гимнаст в цирке, прыгающий на высоте) должен доверять своим парнерам по номеру, стоящим внизу. Гимнаст должен быть уверен, что они устоят, поддержат его. А это доверие достигается только через многочасовые репетиции и тренировки. Если продолжительность номера 10 минут, то его репетируют каждый день по три-четыре часа. Работа над каждым номером занимает три-четыре года.

Миролюбивые хищники

Братья Шатировы обвязываются на сцене многометровыми питонами, позволяют перешагивать через себя крупному льву, указывают курс следования по манежу крокодилу. Чтобы животные были по-доброму расположены, нужно знать физиологию и психологию каждого, уверены признанные мэтры цирка, лауреаты и победители международных конкурсов в Монте-Карло, Китае, Москве:

«Тигровые и сетчатые питоны, с которыми мы работаем, хорошо приручаются. У нас многие питоны живут с детства. Маленьким артистам лет по шесть, а большим – лет по 10. Такому питону достаточно просто сжать мышцы, чтобы задушить человека. В природе такой питон съедает среднего человека. Нужно всегда помнить, что питоны живут на рефлексах. Их надо приручать только лаской. Иначе у них сработает рефлекс — убежать или наброситься. Питона невозможно воспитать забитым.

Крокодил тоже известное в дрессуре животное. Наш крокодил молодой, ему еще нет шести лет. Когда его взяли, он был около метра в длину. И сейчас пока он маленький. Надеемся, повзрослев, он превратится в большого крокодила. Крокодила невозможно заставить стоять на хвосте. Но можно лаской приручить крокодила, и он будет покладистым.

Не всегда хорошее настроение нашего льва Цезаря совпадает со временем выступлений на манеже. Сегодня с утра Цезарь был в хорошем расположении духа, а перед представлением стал ленивым, вялым. Погода меняется — и настроение у него меняется. Льва подкармливают на манеже не потому, что он за мясо работает. Лев должен понимать: если он что-то сделал хорошо, то получил поощрение. С голодным животным, особенно хищником, работать нельзя. Животное должно быть сытым, но не перекормленным, чтобы не быть ленивым».

Виражи на мотоциклах

Во втором действии на арене появился металлический шар диаметром четыре метра, внутри которого трюки исполняли трое мотоциклистов — вначале по очереди, а затем все вместе.

«Диаметр этой сферы самый маленький в Европе. Поэтому движения мотоциклистов становятся быстрее, а реакция буквально молниеносной. Каскадеры катаются на расстоянии 15-20 сантиметров друг от друга, при этом каждый держится автономно», — пояснили Шатировы.

По их сведениям, комфортная езда обеспечена мотокаскадерам в сфере диаметром семь метров:

«Там езда вольяжная — едешь, как по асфальту. В Европе есть еще сфера диаметром 4,6 м. Эти шестьдесят сантиметров сразу чувствуются — виражи делать проще».

Шатировы сами оттачивают мастерство спортсменов-мотокроссеров, желающих работать каскадерами в их труппе:

«Обучение даже профессиональных мотокроссеров занимает от трех месяцев до полугода».

Четыре поколения на манеже и под куполом

В труппе Шатировых трудятся уже правнуки родоначальника цирковой династии. Владимир и Сабрина (дети Александра Шатирова) — эквилибристы на лестнице, воздушные гимнасты на канатах, наездники в «Конной скульптуре». Жена Александра — инспектор манежа, представляет и объявляет номера. Младший, четырехлетний сын Аркадия Шатирова тоже делает на арене свои первые творческие шаги. Аркадий вместе с супругой — воздушной гимнасткой — вместе работают в полете над сеткой. От цирковой сцены, повзрослев, отошла только старшая дочь Аркадия. По окончании Московского авиационного института она «устроилась на хорошую работу». Сами братья Шатировы — активные исполнители почти во всех своих 12 номерах программы:

«Не участвуем только в балете и клоунаде».

Родоначальником цирковой династии Шатировых в 1920-х годах стал их дед, веселящий детей и взрослых в образе клоуна. Мать Аркадия и Александра — воздушная гимнастка Тамара Шатирова — затем стала дрессировщицей, первой в мире приручив свирепых павианов. Выйдя на пенсию, несколько лет работала директором цирка. Братья-близнецы Шатировы с пяти лет участвовали в детских цирковых спектаклях. К 1995 году ими были поставлены шесть разножанровых номеров, в которых сами братья и участвовали. А 2005 году Аркадий и Александр организовали свое шоу, с которым много лет успешно гастролировали по миру. Артисты из труппы Шатировых – лауреаты многих профессиональных цирковых фестивалей. Сами братья — действительные члены Академии циркового искусства.

Отработав по 9 июля в Новосибирском цирке свое последнее представление, труппа Шатировых до сентября уйдет в отпуск. Пока братья не строили планы на отдых:

«Может, в Астрахань поедем. Там хорошо рыбачить. Может, в Крым или еще куда-нибудь на море».

Эльвира Корченко
Фото автора

Exit mobile version