«На скамье подсудимых — современное российское искусство»

Кирилла Серебренникова поддерживают известные театральные деятели и общественники во многих российских городах. Новосибирское сообщество «За «Тангейзер» и свободу творчества» тоже подключилось к акции поддержки режиссера и опубликовало на своей странице «ВКонтакте» заявление, в котором высказалось, что преследуют независимого, вольного, неподконтрольного министерству культуры режиссера:

«Мы видим, что СК упорно пытается найти, что бы можно было предъявить режиссеру, чья студия выполнила обязательства по проекту — в то время как десятки преступлений в сфере культуры остаются безнаказанными Театральная компания режиссёра с мировым именем получила бюджетные деньги на проект по развитию и популяризации искусства и довела его до конца. Но нашлись свидетели, которые после нескольких дней содержания под стражей сообщили следствию, что это не так и что бюджетные деньги были растрачены. «Независимое» и «объективное» следствие поверило, конечно же, свидетелям».

Корреспондент НДН.инфо поинтересовалась у представителей культурного сообщества Новосибирска их мнением по поводу подозрения Серебренникова. Правда, сотрудники местных театров, находящихся на государственных дотациях, либо отказались комментировать происходящее, либо обещали прислать свой комментарий позже.

Новосибирский художник Филипп Крикунов считает проект «Платформа» успешным:

«Я был в «Гоголь-центре» не раз. Это прекрасное место! По количеству вложенных и отбитых средств «Платформа» — достаточно успешный проект. Такие товарищи, как Кирилл Серебреников, существуют для того, чтобы отражать, показывать и обращать внимание общественности на не всегда «цензурные» вещи. Культуру нужно поддерживать, а тех, кто ее развивает, особенно. Гонения на людей культуры, которые, по мнению профильного министерства, «отменяют» культуру, это какой-то фарс. Директор новосибирского оперного Владимир Кехман тоже за бюджетные средства сделал в театре ремонт, который многие раскритиковали. Но по этому поводу никаких расследований не было. Видимо, потому, что в НОВАТе постановки были всем угодные».

Дирижер мирового уровня Теодор Курентзис, с 2004-го по 2010 г. работавший главным дирижером Новосибирского оперного театра, опубликовал на своей странице в Facebook призывной пост. Он возмущен, что «интеллигентного человека, не оказывающего сопротивления, хватают и уводят в тюрьму люди в масках, как преступника. Такое грубое обращение и предвзятое отношение к художнику недопустимо. Это дискредитирует саму систему правосудия в нашей стране»:

«Если так будет продолжаться, режиссеры будут бояться делать свою работу, которая требует свободы высказывания и поиска нового языка. А если государственная система лишится доверия, мы пропали».

Маэстро негодует, что «известные господа» открыто присваивают огромные средства и остаются на свободе:

«Более того, пользуются привилегиями и продолжают руководить государственными театрами. А люди, которые занимаются настоящим делом, создают нечто действительно новое в современном искусстве, что получает признание во всем мире, оказываются за решеткой».

Любое государство должно стремиться к созданию системы доверия правоохранительным органам, суду, отметил он и подчеркнул:

«Мы солидарны с Кириллом Серебренниковым и поддерживаем его. Под арестом сейчас находится не только крупный российский режиссер, на скамье подсудимых — современное российское искусство».

Председатель Новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников России, секретарь Союза фотохудожников России Евгений Иванов отметил, что во время отчетности за гранты всегда возникает немало юридических сложностей:

«В Союзе фотохудожников России мы регулярно получаем на художественные проекты гранты (федеральные, областные, стипендии). И часто во время подготовки отчетности возникают юридические вопросы, на которые не всегда можно получить однозначные ответы».

Он отметил, что об этой сложности с отчетами знал и Кирилл Серебренников:

«Даже если он независимый режиссер, а у него хозяйственные косяки, почему это должно сходить ему с рук? То, что он фигура публичная, на которую особый взгляд, не создает табу неприкосновенности. Тем более когда речь идет о 68 миллионах. Думаю, что у Серебренникова есть нормальные, юридически подкованные адвокаты, и они должны все развести, если на самом деле все было сделано правильно».

Евгений Иванов лично знает немало персон, которые каждый раз переживают, готовя отчеты по целевому использованию грантов:

«Не буду называть фамилий знакомых мне людей, которые реально нервничают по таким вещам. Потому что система такая же неоднозначная, как со многими законами. Какие-то вопросы можно так интерпретировать, а можно иначе. Думаю, в любом дотационном театре можно накопать. Если там были какие-то гранты, всегда возникнут какие-то юридическо-хозяйственные вопросы. А потом, если дело дойдет до суда, уже судья будет разбираться, кто прав, а кто виноват».

Новосибирский актер и общественный деятель Олег Викторович считает, что рано всем кричать в поддержку Серебренникова и его таланта:

«У меня друзья-режиссеры призывают к поддержке Серебренникова перед открытием театрального сезона. Просто навязывается это мнение! И никто не говорит, мол, давайте все театры откажутся от дотаций. Только великий русский театр существует как явление мировой культуры, в котором государство содержит и стационарный театр, и его постоянную труппу актеров. Во Франции государство, например, содержит только два театра в стране. А все остальные театры крутятся сами — не сидят на государственных дотациях. Если их творчество интересно, они получают за него деньги. Некоторым еще меценаты помогают».

Олег Викторович подчеркнул, что не относит себя к тому хору, который сейчас кричит о том, что это политическое преследование Серебренникова:

«Одно дело — когда свобода слова, а другое — когда с бюджетными деньгами начинают нечисто себя вести. Я не обладаю оперативной информацией, но из некоторых публикаций в СМИ видно, что в «Гоголь-центре» не все было чисто, что они использовали фирму-прокладку, через которую прогоняли деньги, перекладывали из кармана в карман и выводили черный нал. Независимо от сферы деятельности (или ты представитель творческой профессии, или ты чиновник, или руководитель медучреждения), коррупция — она и есть коррупция, а мошенничество — оно и есть мошенничество. Я считаю, что надо умерить пыл в отношении поддержки Серебренникова и подождать дальнейших разъяснений следствия. После такого шума следователи будут под лупой изучать каждый момент его дела. Теперь они не имеют права на ошибку».

Кирилл Серебренников был задержан 22 августа по подозрению в организации хищения не менее 68 млн рублей, выделенных в 2011—2014 гг. на реализацию проекта «Платформа». На следующий день, 23 августа, Басманный суд Москвы отправил худрука «Гоголь-центра» под домашний арест до 19 октября. Серебренникову запретили переписку, телефонные переговоры, встречи и выход на улицу без разрешения следователя, а также забрали загранпаспорт. Защита просила разрешить ему ходить на работу и освободить его под залог в 68 млн рублей. Но тщетно.

К зданию суда поддержать Серебренникова пришли почти полтысячи человек, включая генерального директора Большого театра Владимира Урина, режиссеров Федора Бондарчука и Алексея Германа, телеведущих Ивана Урганта и Андрея Малахова, певца Филиппа Киркорова, писательницу Людмилу Улицкую.

Эльвира Корченко
Фото: ntv.ru, НДН.инфо, www.facebook.com

Exit mobile version