У нас есть аж две «партии власти» (ЕР и КПРФ), которые как бы заключили негласное соглашение о мирном сосуществовании, позволяющее политикам работать в более спокойной обстановке. Казалось бы, вот оно раздолье для электората, которому, наконец, дадут возможность принять выверенное решение. Но нужны прежде всего осмысленные и эффективные действия штабов кандидатов. А это во многом определяется выбором оптимальных политтехнологий. Автор этих строк, в качестве политтехнолога участвовавший в проведении множества кампаний, здесь вступает на тонкий лед, поскольку его коллеги по понятным причинам никогда в СМИ не раскрывают секреты своей профессии…
Немного приоткроем завесу над тайнами
В Новосибирске на выборах политтехнологии применяются ровно 20 лет. Жителям одних районов повезло больше, других (Первомайского, Советского, Кировского, Дзержинского) меньше… Естественно я о профессиональной работе, халтурщиков в нашем цехе хватает, включая иногородних, приехавших из какого-нибудь Урюпинска и помогающих новосибирцам сделать правильный выбор. Однажды на выборах губернатора прислали на помощь местным бригаду спецов из Администрации президента. После общения штаб предписал им не выходить из гостиницы, а в Москву рапортовать о плодотворном сотрудничестве. Приезжие протестовать не стали… Листовки порой выпускают с одним и тем же содержанием, независимо от проблем округа и года выпуска. Дескать, пипл схавает.
Революцию в методах воздействия на электорат произвела команда Алексея Навального. Это прежде всего использование в агитации социальных сетей и видеоблоггинга, волонтеров и кубов на улицах. Добровольцы на кандидатов (кроме Навального и его сторонников) пока не идут работать. Интернет-каналов местного разлива наши политики пока не открывают, а видео если и задействуют, то для разоблачений.
Как ни странно, совсем мало для агитации используются соцсети. Весь мир ныне применяет опыт Трампа, длительное время рассылавшего свои послания по актуальным темам (в основном через Twitter). Казалось бы, узнай, кто какими сетями пользуется в твоем новосибирском округе, и коротенько информируй о своих взглядах по важнейшим текущим вопросам и о том, чем должны заняться Заксобрание или горсовет. Увы, из 12 кандидатов только двое использовали это, но не очень эффективно. Так, один написал миллионы слов, но почти ничего о том, что будет делать в региональном парламенте. Зато сказал немало нелестного о двух своих основных соперниках. Это вызвало аплодисменты, но не неопределившихся избирателей, а единомышленников, живущих в основном за пределами округа.
Шаг за шагом
Но если новые технологии использовались не ахти, может, старое оружие не заржавело? Без него-то никак, ведь на довыборах все кандидаты столкнулись с одной проблемой: на старте их узнаваемость (то бишь известность) была близка к нулю. Конечно, у некоторых партийных кандидатов был другой козырь — ядерный электорат (люди, всегда голосующие за эту политическую силу), но для победы этого явно недостаточно.
Сначала надо «раскрутиться», максимально повысить узнаваемость, потом работать над увеличением рейтинга, который должен на участках конвертироваться в голоса. Без технологии по убеждению своих сторонников плюнуть на все воскресные дела и непременно прийти на участок этого не случится. Однако она почти не используется.
Но вернемся к началу. Как новичку быстро «раскрутиться»? Максимально бодро стартовать. Например, на одних выборах в Госдуму в Новосибирске политик-дебютант обклеил своими листовками все придорожные столбы. И написана на них крупными буквами была лишь фамилия кандидата. Избирком был в бешенстве, но через месяц «каждая собака» знала этого кандидата…
Известность есть. Далее надо задействовать максимум инструментов воздействия на электорат. Набор этих крючков давно известен: публикации в СМИ, распространение агитационных материалов (от билбордов до печатных спецвыпусков и листовок), встречи кандидата с трудовыми коллективами и избирателями во дворах, походы агитаторов по квартирам (кампания «от двери к двери»), мероприятия (праздники, концерты или др.), телефонные обзвоны. Ну и само собой, контрагитация, нацеленная на понижение рейтинга основных конкурентов. Все это необходимо применять комплексно, стараясь достичь «эффекта утюга». То есть воздействовать на избирателя со всех сторон, чтобы он, включая утюг, уже опасался, а не будут ли и оттуда его агитировать. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке…
Однако большинство кандидатов и во время предыдущих кампаний, и на этих довыборах либо отказывается от применения некоторых из этих технологий, либо использует их непрофессионально. Есть такая общая беда — во многих агитационных текстах слишком много слов, да зачастую и не о том. Например, вообще непонятна предвыборная программа. На билбордах мы нередко видим огромные фото кандидатов и что-то еще мелкое, а ведь их единственная задача — сообщить фамилию соискателя и слоган его кампании.
Под лежачий камень вода не течет
Не учитывается и человеческая психология. Так, иные кандидаты не захотели лично общаться с народом во дворах, так как туда приходит обычно не более 20 человек, то есть не более 5% от жителей дома. Но люди и на собрания собственников жилья, где затрагиваются их насущные проблемы, ходить ленятся. А тут какие-то довыборы…
Но смотрите, в чем фокус. Команда кандидата заранее информирует людей о встрече во дворе, потом приглашает, обходя квартиры непосредственно перед общением. Большинство остается дома, но кое-кто нет-нет да и выглянет в окно, да и подумает, смотри-ка, из всех соперников лишь один соизволил дойти до народа, интересы которого собирается защищать. И все это так или иначе скажется в день голосования.
С контрагитацией тоже не все просто. В цивилизованном мире под ней подразумевается критика программы соперника и уязвимых мест его биографии. У нас же, увы, каменный век. Вот и на довыборах в ход пошла привычная анонимная чернуха. Как и всегда без каких-либо доказательств укоряют отдельных кандидатов в воровстве и прочих преступлениях. Кое-кто поверит, а кто-кто, напротив, может проникнуться симпатий к облыжно обвинённым политикам…
В зависимости от уровня выборов применяют и разный набор технологий. Например, на местных совершенно нет смысла использовать агитационные ролики по ТВ. Каналов много, это будет как из пушки по воробьям. Да и явка обычно на них невелика, не более 20—30%. Телевизионная дубина будет в полной мере задействована на президентских выборах, Ведь там для обеспечения легитимности хотят добиться явки в 65%. Здесь придется применять все политтехнологии — и новые, и старые…
Дмитрий Пучкин, политолог
Фото Алексея Чистякова