Новосибирск опять прошагал не в ногу

Выборы, на которые никто не пришел

Многие причины такого равнодушия известны — растущее отчуждение граждан от политики, неверие в честность выборов, низкая конкурентность кампаний. В Новосибирске к этому добавились особенности локальных довыборов. У них, как известно, нет информационного сопровождения на городском, областном или федеральном уровнях. К тому же никто не считает необходимым довести до каждого избирателя информацию о том, отчего возникла необходимость проводить довыборы, и о негативе от отсутствия у округа своего представителя в органе власти. Но ведь бывала и в этих округах нормальная явка. Так, в 2007 году на довыборы в горсовет (микрорайоны Родники и Снегири) пришло 29%, а нынче — в три раза меньше.

Но тогда была ожесточенная борьба, где было выпущено рекордное количество листовок за всю историю выборов депутатов в Новосибирске. А сейчас из семи кандидатов лишь один работал по полной программе, еще трое кое-что сделали, а трое отметились только тем, что прислали своих наблюдателей на участки. А избиратели ценят любые усилия. Так, Алексей Кабанов от партии известного националиста Николая Старикова, не сидевший сложа руки, набрал 11% — больше, чем бездействовавшие жириновец и эсер вместе взятые…

Теперь возьмем Железнодорожный район, составивший основу округа, где был разыгран вакантный мандат в Заксобрание. В том же 2007-м, но позже, в день, когда избрали Госдуму, там проводились довыборы в горсовет, и явка составила аж 55%, то есть в четыре раза больше, чем сейчас. Кстати, здесь сыграло против и снятие с гонки главного сибирского навальниста Сергея Бойко, что резко повысило интерес к ходу кампании. Но не у избирателей, а у политизированной общественности и журналистов. Кстати, в этом округе немало людей, придерживающихся либеральных или просто прогрессивных взглядов.

С чего начинается «Родина»

Одни остались дома, а часть поддержала Константина Антонова от «Родины», который позиционировал себя как несистемный кандидат. Хотя на федеральном уровне она более чем системная, сотрудничает и с «ЕР», и с ОНФ. Но у нас в Новосибирске она стоит особняком и в этом округе разыгрывала сценарий «третьей силы» (после КПРФ И «ЕР»). Впервые он был использован на последних выборах мэра, где от «Родины» шел Андрей Ксензов. И сработал, в определенной степени обеспечив раскол элит и последовавший проигрыш фаворита-единоросса. Ныне же «родинец» публично в адрес «ЕР» старался не высказываться, а в соцсетях атаковал кандидата-коммуниста, плюс и его партии доставалось на орехи.

Кое-кто предполагал, что это резко сыграет против КПРФ, а получилось наоборот. На моей памяти это первый случай в Новосибирске, когда такое фиаско (Александр Бойко набрал почти в два раза меньше голосов, чем Сергей Клестов) случилось с известным бизнесменом — выдвиженцем от «ЕР». Судя по официальным отчетам, предприниматель набрал немного больше голосов, чем Антонов, истративший денег в девять (!) раз меньше. Кстати, автор этих строк почти месяц назад здесь, в НДН.инфо, напоминал, что в большинстве регионов «Родину» с выборов под всякими предлогами снимают. Такое было и у нас на последних выборах в Заксобрание и горсовет в 2015 году.

«Родина» была создана в начале нулевых для откусывания голосов у неконструктивной тогда КПРФ. Потом этот проект закрыли, а спустя несколько лет реанимировали. Но политическая ситуация кардинально поменялась. Резко усилился запрос на национал-имперские взгляды, патриотизм и державничество. А это поле плотно занято «ЕР» и немного ЛДПР. И в условиях относительно свободной конкуренции, которая, к счастью, еще наблюдается в Новосибирске, «Родина», увеличивая свой рейтинг, соответственно, понижает и так невысокий (по сравнению с селом) вес «ЕР».

КПРФ сохранила статус-кво

Особенно это выстрелило в Железнодорожном районе, где четыре последние кампании в областной парламент выигрывали только коммунисты. Не забудем и низкую явку, которая традиционно в Новосибирске играет на руку именно им. Плюс в условиях мирного сосуществования двух «партий власти» были минимизированы известные административные способы, применяющиеся ЕР и за пределами областного центра ( в сельской местности 29 мандатов, разыгрывавшихся в воскресенье, досталось ЕР, два – ЛДПР, а всем остальным ничего!) и в других регионах. Хороший результат «родинца» является приличной стартовой позицией для будущих успехов на предстоящих в 2018 — 2020 выборах мэра, губернатора, Заксобрания и горсовета.

В соцсетях кое-у кого звучит разочарование, что  де лидер новосибирской «Родины» Вячеслав Илюхин поставил не на того кандидата, и недоумение по поводу победы Клестова. Но, во-первых, в политике чудес не бывает, электоральное поведение складывается годами и резко его переломить невозможно. Да и по сравнению с выборами в Госдуму прошлого года на одной и той же территории рейтинг кандидата от «Родины» вырос в семь раз! Такого скачка в нашем городе не было никогда. Что же касается Клестова, то в его пользу сыграли как   указанные факторы, так и то, что он позиционировал себя как член команды Анатолия Локтя (а его рейтинг и спустя три года держится на приличном уровне). Да, есть общее по РФ падение рейтинга КПРФ (наблюдающееся с 2014 года). Но в Новосибирске деятельность мэра-коммуниста и традиционно сильные позиции КПРФ отчасти нейтрализуют это падение. А как же несколько волн анонимной листовочной чернухи против Клестова, спросите вы. Электорат может отпугнуть только массированное промывание мозгов через телевидение…

В заключение о печальном: об итогах выборов глав регионов, которые, увы, и по сравнению с предыдущими подобными странными кампаниями вызывают только уныние. Реальной борьбы не было нигде, вот только немного у соседей-томичей. Абсолютное большинство кандидатов вели себя как статисты, все реальные конкуренты были зачищены с помощью «муниципального фильтра». В большинстве регионов победители-«единороссы» набрали от 75 до 90% при в основном низкой явке. Я предполагал, что будет более скромно — 60-70%. И более всего поддержка там, где побывал президент и лично вручил главам зеленую папку с жалобами, высказанными во время прямой линии. Фактически эти выборы превратились в плебисциты о доверии действующим главам территорий. Очередное победное, а ныне, получается, триумфальное шествие «ЕР» по стране наверняка убедит Путина в высокой народной поддержке  и, если и были у него сомнения, окончательно побудит его идти на четвертый срок, и даст возможность победителям из «ЕР» просить его, чтобы он шел на выборы как кандидат от этой партии, а не как самовыдвиженец. Последний вариант, судя по утечкам, продолжает рассматриваться…

Дмитрий Пучкин, политолог
Фото Алексея Чистякова

Exit mobile version