— О природе раскола рассуждает новосибирский журналист Андрей Красиков. НДН.инфо приводит его текст, опубликованный на academ.info, без изменений. —
Текст был написан для одной из крупнейших общенациональных газет, но по понятным причинам редакцией отклонен. Писать другое не считаю нужным. Публикую на том портале, где мне ни у кого разрешения спрашивать не требуется.
Итак, что же произошло для православного россиянина, православного украинца, православного грузина, серба, грека? Для любого православного? Сразу оговорюсь, что представленная точка зрения не претендует на то, чтобы выразить настроения всех. Это просто невозможно, мнения сейчас разделились настолько, что православный мир на пороге вселенского раскола. Но по порядку.
Такое разное православие
Еще недавно любой православный христианин, меняя место жительства, сталкивался с интересным явлением. Например, в США, Канаде, Западной Европе православный может выбрать себе юрисдикцию. Приходы Московского патриарха, приходы Вашингтонского митрополита, приходы Вселенского патриарха, приходы сербские, греческие. И это все каноническое православие. На Украине – УПЦ МП, для удобства назовем приходами Московского патриарха, приходы украинской церкви под предстоятельством человека, которому в РПЦ поют анафему и считают (канонически верно, к слову) лишенным сана, а на Украине он патриарх Филарет. В России же полная монополия на православие у РПЦ. Все остальные православные сообщества, с точки зрения канонической, на территории России вне закона (церковного), и московские иерархи не без помощи государства все сделали для того, чтобы в России россиянам было не с чем сравнивать. Конкурентов нет. И идти некуда.
Поясню на примере. Что делать верующему, если духовенство в его общине себя дискредитировало, а сил и возможности бороться с этим нет? Будь он в США, да не вопрос – перешел в другую юрисдикцию, не нарушая канонов, не меняя вероисповедания. Просто стал ходить в тот храм, где духовенство ведет себя прилично, ну так получилось, что храм этот греческий, подчиняется Константинопольскому патриарху. Канонически проблем нет. Дело личного выбора.
В России не так. Или ты слушаешь, как священник с амвона оправдывает роскошную жизнь патриарха, терпишь внутренний конфликт от того беспутства, в котором замечено высшее (да и не только высшее) духовенство. Смиряешься, терпишь или… Или разрываешь с православием. Согласитесь, выбор неравный. В Канаде ты отворачиваешься от беспутного попа и идешь в нормальную общину. У нас – разрываешь с Церковью… Для верующего это катастрофа.
Украина золотая…
Сразу после распада СССР на Украине резко пошли в гору такие конфессии, как греко-католики (униаты), филаретовцы (огромное количество приходов РПЦ, не пожелавших оставаться в РПЦ), а также секты и прочие религиозные течения. Причины в рамках этой статьи обсуждать невозможно ввиду обширности темы. Просто констатируем факт.
С филаретовцами вышло удивительно. Его Высокопреосвященство, Блаженнейший Филарет, Экзарх Всея Украины, местоблюститель патриаршего престола (когда умер патр. Пимен), человек, де-юре и де-факто – номер два в списке иерархов РПЦ, в один день становится лишенным сана гражданином Денисенко. Более того, его лишают монашеского достоинства, а теперь и анафематствуют. И все за нежелание подчиниться Москве, как это делалось во времена СССР. Он не признает отлучения и на созванном им украинском соборе провозглашает автономию. С точки зрения канонов он раскольник, самосвят, а возглавляемая им церковь не имеет благодати. Но не все так просто. Особенно с канонами и скороспелыми отлучениями. В истории Церкви были и отлучения иерархов, и их восстановления. Даже среди канонизированных святых есть те, кого отлучали и лишали сана… Но вернемся к нашим дням.
Все последующие десятилетия РПЦ предпринимает отчаянные попытки ослабить филаретовцев. Даже переманивали от них епископов, заново их рукополагая в сан и назначая на российские епархии. Один рядовой иеромонах из Алтайского края так сделал головокружительную карьеру, сначала приняв сан архиерея у Филарета, затем «покаялся» и тут же был у патриарха Алексия II рукоположен заново в епископа и назначен на кафедру.
Верующих это смущало и не раз…
С канонами такая же незадача. Сейчас РПЦ выставляет Константинополю обвинение в том, что те, мол, еретики, узаконили возможность рукоположения для женатых вторым браком. Да, узаконили. Узаконили то, что в РПЦ практикуется давно в «порядке исключения». Что там далеко ходить. Я лично знавал несколько священнослужителей РПЦ, принявших сан во втором браке. Более того, канонические нормы и требования, которые еще 30 лет в РПЦ казались незыблемыми, сейчас очень легко преодолеваются. Также попран церковный запрет (под страхом лишения сана) на участие духовенства в политической агитации. Сам патриарх Кирилл и подал пример своими высказываниями в поддержку властей. Подробнее расписывать случаи канонических нарушений и откровенного манипулирования правилами Церкви не позволяет формат материала. Уж поверьте, их немало, так что из уст представителей иерархии РПЦ обвинения в адрес коллег из Константинополя звучат не очень убедительно…
Далее. По канонам, вернуть сан низвергнутому из него должен тот архиерей, кто это сделал, а применительно к Филарету (Денисенко) – собор РПЦ. И только он.
Но это если все играют по правилам. А правил давно нет. Более 20 лет Киев пытается получить томос для своей церкви. Будет ли томос, еще непонятно (скорее всего, да, и очень скоро), но произошло еще более грандиозное событие. С Филарета сняты все прещения. Он больше не самосвят, а патриарх Киевский. Да, в нарушение канонов, да, без согласия собора РПЦ. Да, решением Константинополя. Всё — да, и тем не менее.
А на днях вообще как гром – РПЦ разрывает канонические отношения с Константинополем. Что будет дальше?
По мере того, как другие патриархи будут признавать Филарета, будет расти его легитимность и таять как дым сила патриарха Московского вместе с его анафемами и отлучениями.
Это грандиозный раскол! Приведет это как 1000 лет назад церковь к новому вселенскому разделению? Такая вероятность есть. Что это будет означать на практике для обычного верующего и православных общин?
Неслыханное смущение в умах. Будет утрачено понятие «единоверец». Ведь и те, кто за Константинополь, и те, кто за Москву, – одной веры. Одной веры, да не одной Вселенской церкви. А так не бывает. Вселенская церковь одна – это уже не канон, это догмат веры. Возможен вариант, когда две части православного мира обвинят друг друга в ереси, а это совсем раскол, как было в 1054 году при папе Римском Льве IX и патриархе Константинопольском Михаиле Кируларии… Более того, по мере втягивания в конфликт других патриархов и не на стороне Москвы для верующих в России будет все отчетливее вставать вопрос: «А мы вообще кто? Церковь или секта, пусть и очень большая?» Вопрос не пустой… Думаете, такой сценарий невозможен? Да кто бы сказал месяц назад, что с Филарета прещения снимут и подтвердят его сан и титул?
Война за Украину для Московской патриархии проиграна. И чем более отдельные ее представители, сидя в тепле и роскоши, будут взывать к побоищу и призывать на баррикады, тем больше их грех. Украина навсегда ушла в самостоятельную жизнь как в политике, экономике, так и в последнем, что нас связывало, – в каноническом устройстве православной церкви. Они бесспорно получат томос. Их патриарха Киевского (Филарет не вечен, он очень пожилой человек, скоро будет новый патриарх в Киеве) постепенно признают патриархи Антиохийский, Грузинский, Иерусалимский, Сербский, Болгарский и далее по списку. Всё. Московскому патриарху останется обвинить весь мир и начать изоляцию РПЦ, которая с того момента канонически становится сектой.
Большинство верующих в России вместить это в свои умы не сможет, тем более что с телеэкранов и амвонов будет идти жесточайшая пропаганда. Ведь предстоит решить нерешаемое: что тебе ближе – твой привычный батюшка с милым сердцу приходом или каноническая легитимность церкви? А священнику: что ближе – привычное место, храм, сложившаяся община или каноническая легитимность церкви? Что ближе? Привычный приход или Экумена? Что нам всем ближе: сложившаяся община или членство во Вселенском православии? Дорог ли для нас Афон, что он для нас? Через эту дилемму прошли все раскольники, и решения не найдено.
Филаретовцы были почти 30 лет раскольниками, а теперь уже почти и не раскольники. Еще немного и они – законная церковь. И это, как уже говорилось выше, признают все другие православные церкви. То есть Экумена. А нам, особенно тем, кто разбирается и понимает, придется или искать возможности уехать туда, где православная церковь есть и она каноническая, или уходить вместе с частью духовенства в новые «катакомбники», как это было в 20-х годах ХХ века. В любом случае русское православие в борьбе за Украину получило внутри России грандиозный внутренний кризис, силу и масштаб которого еще предстоит осознать».