Минфин дотрахался до мышей

livemaster.ru

Над рекомендациями этими, очевидно, трудилось немало высокооплачиваемых специалистов Минфина. Их высококвалифицированные советы едва вместились на 50 страницах текста мелким шрифтом. И приложений к рекомендациям – еще страниц 50, не меньше. Из такого объема сразу видно, что питомцы Силуанова работали не покладая рук, просто-таки вытирая трудовой пот. Чтобы разъяснить неразумным и бестолковым местным чиновникам в дальних региональных едренях – откуда тем добыть денег для своих тощих местных бюджетов.

Желающие могут зайти на сайт Минфина РФ, самостоятельно осилить эту сотню страниц, и отсеяв словесную шелуху, вычленить те самые четыре мудрые рекомендации по наполнению местных бюджетов. Но дело это долгое и занудное. Поэтому вот краткая выжимка – какие именно рекомендации Минфин спустил в регионы:

Первое: бомбить бабушек. То есть «проводить рейды и активизировать работу по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без уплаты налога».

Посчитаем. На сегодня в Новосибирске в аренду предлагается порядка 7 тысяч квартир. Допустим, средняя стоимость аренды 20 тысяч рублей в месяц. И если сдачу всех этих квартиры обложить 13% подоходным налогом, то бюджет будет получать аж 18 миллионов рублей в месяц.

Хорошие вроде бы деньги. Но вот чтобы ежемесячно проводить рейды по 7 тысячам квартир, их нужно рейдировать по 300 штук в день. Больше пары квартир в день проверить, выявить, составить акты, за один рейд не получится. Значит надо 150 рейдовых бригад, минимум 450 человек. При средней зарплате по Новосибирску в 33,5 тысячи рублей, только на оплату труда рейдеров уйдет из бюджета более 15 миллионов рублей. Плюс рабочие места, транспорт, компьютеры, связь… В общем, администрирование рейдов обойдется дороже чем доходы от них.

Второе: собирать деньги с асфальта. То есть «развивать систему платных автодорог».

Прекрасная рекомендация. Вот только чтобы взимать плату за дорогу, местным властям сначала надо ее построить — за счет средств местного же бюджета. Потом окупить затраты на строительство. И только потом получать собственно доход в бюджет.

Посчитаем. Недавно в Новосибирске открыли новую дорогу по ул. Колонды. Длиной 1 км. И стоимостью 500 миллионов рублей. И вот если бы ее местная власть сделала платной, то при среднероссийской цене проезда 5 руб./1 км. и пропускной способности дороги порядка 2000 машин в час, бюджет стал бы получать 40 миллионов в год. То есть окупил бы затраты на строительство за 12 с половиной лет. И это не считая расходов на содержание дороги и администрирование сбора платы за проезд.

Третье: встать с протянутой ладонью у шлагбаума. То есть «развивать систему платных автостоянок».

Посчитаем. Исходя из данных уже состоявшихся тендеров на обустройство парковок, создание одного парковочного места обходится бюджету Новосибирска в сумму порядка 30 тысяч рублей. Средняя стоимость парковки – 20 рублей в час. Средняя заполняемость платных парковок – не более 50%. Общее плановое количество мест на платных парковках Новосибирска к 2020 году – 11 тысяч. То есть бюджет потратит только на обустройство парковок порядка 330 миллионов рублей. Окупит затраты на обустройство в лучшем случае через пару лет. И только потом (и при условии, что работающий новосибирец будет готов выложить за парковку 40 тысяч рублей в год) бюджет города начнет получать доход порядка 200 миллионов рублей в год. Из которого надо еще платить зарплату персоналу службы парковок (более 100 миллионов в год), и производить прочие расходы на их содержание.

Четвертое: Прижать к ногтю гастарбайтеров. То есть Минфин предлагает местным властям «активизировать работу по легализации трудовых мигрантов», чтобы собирать с них подоходный налог.

Посчитаем. При общем количестве нелегально работающих мигрантов в РФ порядка 4 миллионов, в Новосибирске их явно не меньше 50 тысяч. И вот если их всех до единого выявить, всех обеспечить стабильной легальной работой со средней зарплатой в 33,5 тысячи рублей в месяц, и со всех взимать подоходный налог… То бюджет будет получать более 2,5 миллиардов рублей в год.

Казалось бы, неплохие деньги. Вот только – где они, в Новосибирске, эти легальные рабочие места с такой зарплатой? Покажите – и к ним немедленно выстроится очередь не из мигрантов, а из самих новосибирцев. Тем более, что по уровню безработицы наша область находится на 65-м месте в России, и уровень бедности в регионе превышает среднероссийский. Ну а в вакансиях центра занятости предлагаемых зарплат на уровне средней – лишь 4%. А зарплата половины вакансий не дотягивает и до 20 тысяч рублей.

Да и к тому же – каким это путем местная власть должна вести легализацию мигрантов, когда это прерогатива федерального ведомства – министерства внутренних дел. То есть полиции, которая местной власти не подчиняется.

Ну вот, собственно, и все рекомендации Минфина местным властям – как им в регионах наполнить доходами бюджеты. Никаких иных умных советов у министерства финансов Российской федерации не нашлось. И если это не называется, что Минфин в своих стараниях по наполнению бюджета дотрахался до мышей, то как эти рекомендации можно еще назвать?

Ну и напоследок о бюджете. Именно Минфин распределяет бюджетные деньги всей России. Именно в ведении Минфина находится Федеральное казначейство, контролирующее операции со средствами бюджета. И вот под контролем минфиновского казначейства одни только силовые ведомства РФ, как выявила Счетная палата, в прошлом году неэффективно использовали федеральных ресурсов на сумму более 0,5 триллиона рублей. Казалось бы – вот обрежь Минфин неэффективные расходы федерального бюджета, передай эти деньги в скудные местные бюджеты, и жизнь в российских регионах начнет, наконец, налаживаться.

Но Минфину не до этого. Он очень занят. Одной рукой он привычно раздает на неэффективные расходы федеральных ведомств сотни миллиардов рублей. А другой рукой пишет стостраничные рекомендации в регионы местным чиновникам. О том, как им бомбить бабушек и стоять с протянутой рукой у шлагбаумов платных парковок.

Яков Самохин

Exit mobile version