В прошлом году Россия закупила за рубежом 24 тысячи тонн пластикового мусора (в основном прессованные ПЭТ-бутылки) на сумму 1 миллиард 320 миллионов рублей. То есть за рубеж отдано по 55 рублей за килограмм мусорного пластика.
У наших переработчиков дефицит сырья, и они импортируют пластиковый мусор из Белоруссии, Казахстана, Украины, Эмиратов, Германии, Японии, США и еще 11 стран. Потому что они там научились раздельно собирать мусор и зарабатывать на этом, а мы здесь — нет.
В России каждый год образуется около 3 миллионов тонн пластикового мусора, а перерабатывается не более 360 тысяч тонн. Остальной пластик, стоимостью более 145 миллиардов рублей, отправляется на свалки общей площадью 4 миллиона гектаров. (Для справки: это в 80 раз больше чем площадь Новосибирска).
На эту же территорию, 80 Новосибирсков, кроме пластика отправляются бутылки, алюминиевые банки, макулатура и другие дорогостоящие твердые коммунальные отходы (ТКО) — всего в объеме более 65 миллионов тонн ежегодно. Это сотни и сотни миллиардов рублей, которые Россия теряет только потому, что у нас не налажена система раздельного сбора и сортировки мусора.
Перерабатывается же в России не более 5 миллионов тонн мусора. По большей части это макулатура — почти 4 миллиона тонн — собираемая в коммерческом секторе. 10% макулатуры Россия даже экспортирует, заработав на этом в прошлом году более 4,5 миллиардов рублей. А вот США на экспорте своей макулатуры получает 3,3 миллиарда долларов, то есть 215 миллиардов рублей — в 47 раз больше России.
Итак, мы сваливаем дорогостоящее сырье в контейнеры вместе с отходами, и отправляем эти ежегодные сотни миллиардов рублей на свалки, причем еще платя за вывоз ТКО мусорным операторам. Перерабатываемого сырья в нашем бытовом мусоре — около трети. И стоит только организовать раздельный сбор пластика, стекла, алюминия и макулатуры, как наши тарифы на вывоз мусора на треть снизятся — издержки возьмут на себя переработчики…
Но нет. Самим переработчикам не дотянуться до наших домов и подъездов. Мусорным операторам привычней и выгодней валить весь мусор кучей на свалки, ведь так они больше получат на тарифах. Управляющим компаниям и ТСЖ, за единичными исключениями, заниматься организацией раздельного сбора мусора хлопотно. И потому мы продолжаем отправлять сотни миллиардов рублей на свалки, а переработчики ведут себе мусор из-за рубежа.
Вот оттого, что я знаю эти неприятные цифры, я и не хихикаю над инициативой кандидата в мэры Новосибирска. Потому что от цифр этих мне совсем не смешно, а очень даже обидно.
Яков Самохин