i
erid: 2SDnjcNRSGj

Covid-19 ушел, чтобы вернуться

Какую опасность несут новые штаммы ковида и какие меры защиты предпринять — рассказывает специалист.

Фото из личного архива Геннадия Онищенко

Сейчас пандемию Covid-19 мы вспоминаем как страшный сон. Забитые «под завязку» лечебные учреждения, тысячи «тяжелых» больных на ИВЛ, повсеместные маски и поголовная вакцинация, жесткие карантинные меры, миллионы людей с поврежденным от перенесенной инфекции здоровьем начиная от потери обоняния и вкуса — до пораженных вирусом сердца, легких, мозга и других жизненно важных органов… Нам казалось (или мечталось), что все это уже позади, и «присмиревший» ковид уже не страшнее гриппа. И вот — снова тревожные новости: в различных странах мира отмечается рост заболеваемости коронавирусом. И что особенно беспокоит: ковид вернулся с новыми штаммами. Чем отличаются они от прежних, будут ли эффективны против них прививки и обретенный в ходе вакцинации иммунитет – об этом и о многом другом, связанным с этими опасениями, нам рассказал заслуженный врач России, академик Российской академии наук, известный врач-эпидемиолог Геннадий Онищенко.

— Геннадий Григорьевич, ковид возвращается?

— Фраза о том, что коронавирус возвращается, является не очень корректной. Я бы сказал так: эта вирусная инфекция с нами уже несколько лет, просто сейчас она активизируется. Страны с наибольшим количеством случаев, которые были зарегистрированы за последнее время — США и Китай. Несмотря на то, что американцы хорошо оснащены, имеют наибольшее число врачей, лабораторий, вакцин — имеют по коронавирусу очень высокую летальность: 16,2 процента. Это говорит о том, что стране нужно менять подходы в своем здравоохранении, и те возможности, которые у них есть — финансовые и лабораторные, — использовать более эффективно. С такой организацией общественного здравоохранения, как у них, вероятность появления новых штаммов коронавируса существенно повышается.

— А как обстоят дела у нас?

— В нашей стране ситуация выглядит следующим образом. Всего подтверждено 22 989 632 случая заболевания (сюда входят и больные, и носители), 399 938 смертей. Если считать в процентах, то получается, что летальность у нас составляет 1,74 процента. Выздоровело больше 97 процентов.

— Эксперты говорят о новых штаммах коронавируса – «эрис» (его закодировали как EG.5) и SARS-CoV-2 (ВА.2.86), которые будут хозяйничать в этом сезоне. Что это за подвиды и насколько они опасны?

— С начала 2022 года мы заговорили о доминирующей линии субварианта коронавируса омикрон – EG.5. Всего было зарегистрировано 15 498 последовательностей этого подварианта в 59 странах, и он обозначен как вариант, находящийся под наблюдением ВОЗ. То есть он вызывает опасение, но пока еще не является пандемическим. Поэтому скажем так: пока что говорить о пандемии не приходится — но очевидно, что именно к этому штамму сейчас приковано внимание медиков всего мира. В последнее время мы заговорили о таком геноварианте, как ВА.2.86. На конец августа в мире официально зарегистрировано 13 последовательностей варианта ВА.2.86. Это Дания, ЮАР, Израиль, США, Португалия, Великобритания. Также имеются предварительные данные о выявлении этого штамма в Швейцарии и сточных водах Таиланда. Но раз они появились в сточных водах — это говорит о том, что просто эти случаи не были зарегистрированы. Просмотрели, так бы я сказал. Этот вариант ковида приобрел дополнительные мутации, он имеет более 30 аминокислотных различий по сравнению с ранее выявленным вариантом «омикрона» BA.2, который был доминирующей линией прошлого года. Сказать, что мы имеем дело со штаммом, очень отличающимся от «омикрона», я не могу. Чтобы новый вариант стал опасным, он должен сильно изменить свою структуру. Пока эти изменения небольшие, к тому же они не отвечают за тяжесть заболевания.

— Ученые сегодня так же внимательно следят за изменениями коронавируса?

— Количество геномных секвенирований в мире значительно сократилось по сравнению с предыдущими годами. Это означает, что появляются и распространяются новые варианты коронавируса, но их длительное время не обнаруживают. Поэтому именно сейчас нам надо быть более внимательными. То есть если на прием пришел человек с температурой, то его было бы хорошо обследовать с тем, чтобы не просмотреть появление новых штаммов.

— Опасны ли новые варианты коронавируса для тех, кто переболел и привился от прежних штаммов?

— Он может в большей степени вызывать инфекции у людей, ранее переболевших ковидом-19 или получивших вакцину. То есть у него есть вероятность преодоления иммунного барьера. И это говорит о том, что подъем заболеваемости, конечно же, будет. Но мы всегда говорили, что с каждым появлением нового подвида эффективность вакцинации уменьшается. Это закономерность, и ничего неожиданного тут нет. Тем не менее почти все население мира имеет антитела к коронавирусу SARS-CoV-2, полученные в результате перенесенной инфекции и вакцинации. И, скорее всего, этот иммунитет будет продолжать обеспечивать защиту — в том числе и от тех вариантов, о которых мы сегодня говорим.

— Что касается лекарств — будут ли они лечить так же эффективно?

— На сегодняшний день и тесты, которые используются для выявления ковида, и препараты, которые применяются для его лечения, эффективны и в отношении последних вариантов.

— Появилась информация, что на некоторые подвиды вакцина Sputnik уже не действует…

— Это неправда. У нас есть Минздрав, и если он не видит оснований для замены вакцинации — это значит, что вакцина работает. Конечно, не так эффективно, как в начале, — но тем не менее… Тем не менее над вакцинами от коронавируса сейчас интенсивно работают и у нас, и в других странах. Стоит задача: не придумать новую вакцину, а в действующей вакцине заменить антиген, как мы это делаем с вакциной от гриппа.

— Федеральная поддержка закупок вакцин против коронавируса завершилась в апреле этого года. Нужно ли сейчас прививаться от коронавируса и кому?

— Этот вопрос нужно решать в индивидуальном порядке вместе со своим врачом, учитывая состояние здоровья и профессиональный статус. Потому что прививаться нужно не только тем, кто состоит в группе риска, но и тем, кто по роду своей деятельности контактирует с большим количество людей: это медики, учителя, работники транспорта, торговли и сферы общепита.

— Ждать ли этой осенью и зимой масочного режима?

— Кроме коронавируса, совсем скоро начнется подъем заболеваемости гриппом, и тогда мы будем вводить масочный режим. Не везде, а в конкретных городах, на конкретных объектах, среди конкретных групп — на объектах торговли, в больницах и поликлиниках. Масочный режим станем вводить там, где это нужно объективно, — тотально ходить по улицам в масках никто не будет.

— Каких еще инфекций стоит ждать в наступившем сезоне?

— Хватит нам и гриппа, который сочетает в себе примерно 200 вирусов и микробов. И это — не говоря о коронавирусе. Так что спокойно прививаемся от гриппа, внимательно наблюдаем за коронавирусом, соблюдаем меры предосторожности — и тогда все будет нормально!

Елена Соколова (ИА «Столица»)

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version