— Сергей Валентинович, знакомы мы с вами давно. С того самого 2005 года, когда я принимала участие в выборной кампании и мы вам проиграли. Немного проиграли, всего 200 голосов. Но не огорчились, а перекрестившись, успокоились. Поскольку за время кампании увидели и представили — что такое быть депутатом. Сколько нужно вкладывать в это сил и, не побоюсь этого слова, средств — ну если, конечно, серьезно и ответственно относиться к своему делу и к тем людям, которые тебя выбрали.
— Я очень благодарен тем жителям Центрального района за их доверие, за их голоса, которые они отдали за меня в дебютном 2005 году. А потом и в 2010-м, и в 2015-м. Прокати они меня на вторых или третьих выборах — значит не сдюжил, не сработал, как должен, не оправдал, как говорится. Ну а раз переизбрали — выходит, с работой справлялся. И пусть не всего добился, чего бы хотелось, но ведь идеал всегда недостижим. А сил и средств — да, их уходит немало. Но все равно на все не хватает.
— Помнится, в 2005-м в ходе кампании мы, тогда еще кандидаты, договаривались передать все наказы своих избирателей — чтобы они не пропали — тому, кто выиграет. То есть, получается, вам. Ну и каково это, помогать и решать проблемы тем, кто голосовал не за вас, а за других претендентов?
— Элеонора, ну на тех, кто ко мне приходит, кто делает наказы, на них же не написано «за вас не голосовал». И я их, понятно, об этом не спрашиваю. Дело депутата — представлять интересы жителей всего округа и решать их проблемы независимо от того, избирал тебя этот человек или нет. Такова практика депутатской деятельности, и никак иначе быть не может.
А вообще, когда я за эту практику взялся, то далеко не полностью себе ее представлял. Сейчас уже пообвыкся, конечно, но тем не менее… И могу сказать, что работа депутата — это, пожалуй, самая необычная, самая сложносоставная деятельность. Ведь как оно в обычной профессиональной деятельности: один организует, другой исполняет, третий контролирует, четвертый критикует — и так далее, у каждого своя сфера. Творец творит, спасатель спасает, лектор учит, лоббист лоббирует. А депутат вынужден делать все одновременно — такова уж специфика его работы.
— То есть и швец, и жнец, и на дуде игрец?
— Если понадобится — то и на дуде, и вприсядку, и требовать, и кланяться. Поймите, депутатская работа — не линейная деятельность, когда вот: есть план, есть сроки, есть средства, и знай себе трудись для достижения конечного результата. Да, есть у меня план — это набор тех же наказов избирателей. И средства на их исполнение — те, что я пролоббирую для своего округа в бюджете Новосибирска плюс небольшой депутатский фонд, расписанный на год вперед до копеечки. Есть инструментарий — те местные законы, нормы и правила, которые принимает Горсовет и за соблюдением которых мы, депутаты, следим. Вот казалось бы, как в фильме «Покровские ворота» было сказано: «Живи и радуйся. И делай, что было велено».
Но ведь только работой по наказам никак не обойтись. У меня на округе десятки тысяч людей. Так вот, у десятков тысяч жителей округа возникают проблемы — причем внезапно — сотни. Решение которых ну вот никак не было заложено в план работы, в бюджет, в депутатский фонд. А порой решение этих проблем в короткий срок вообще не предусмотрено принятыми нами же, депутатами Горсовета, местными законами, нормами, правилами.
Причем спектр этих проблем широчайший. Любой мой коллега-депутат навскидку выдаст вам несколько десятков примеров. Ну вот хотя бы — у семьи изменились обстоятельства, ей срочно жизненно необходимо место в детском саду, но мест нет, есть очередь, а госуслугой уже воспользовались. Или вот только что: семья в разводе, мать посреди учебного года отправила ребенка из Сочи к отцу в Новосибирск, но в школах нет мест, да и парень проблемный. А проблемы с нехваткой документов для получения госуслуг, пособий и прочих вопросов по социалке. А мешки локальных и срочных вопросов по ЖКХ, по благоустройству…
Всех этих сотен и тысяч проблем не могут предвидеть, включить в планы и по графику решить власти области, города, района. И я как депутат не могу предвидеть и заранее прийти к этим сотням и тысячам людей. А вот они могут со своими внезапными проблемами прийти ко мне. И приходят. И никуда не денешься, планом работ от них не отгородишься. Депутат — вот иди, требуй, проси, уговаривай, убеждай, изыскивай средства. На то тебя и избирали. Даже если и избирали не те, кто принес тебе свои проблемы.
Вот так как-то. А вы насчет игреца на трубе иронизируете. Нормальный депутат в этих ситуациях на чем угодно сыграет, чтобы решить проблему. Хотя в большей степени играет на собственных нервах.
— Да, картина у вас рисуется не благостная, чего уж там. Не этим ли горьковатым хлебушком объясняется затишье на поле кандидатов в депутаты в нынешний выборный год? У нас ведь и партий, которым подписи собирать перед выборами в Горсовет, не требуется — уже за сорок. И в соцсетях активист на активисте и общественником погоняет. А оглядываешься в реале — ау, не видно новых ярких лиц и объединений, обещающих дать нам все. Вот и складывается ощущение, что округа в Новосибирске уже как-то негласно распределены. Если, конечно, их границы не изменят — больно уж активно обсуждается тема отмены выборов по партийным спискам. Не говорит ли это о том, что у новых партий вообще узнаваемости ноль, а традиционные партии сомневаются в силе своих брендов по результатам текущей деятельности?
— За все бренды не скажу. Могу сказать за себя и за своих коллег по Горсовету и партии «по результатам текущей деятельности». Мы исполняем огромное количество наказов. Мы исполняем много того, что не входит в наказы, решаем, как я только что рассказал, массу внезапно возникающих проблем жителей. Оно, конечно, можно в кокон завернуться — дескать, наказы выполняю и молодец, а с остальным — отстаньте, не в плане и бюджета нет. Но это тогда уже какой-то депутатствующий чиновник выходит. Не хватает бюджета, да — тогда много делаем за счет своих средств — у кого уж сколько находится. Конечно, не в одиночку работаю, есть помощники. Честно говоря, не очень жалею своих помощников, всех настраиваю: уж если впряглись, то везите.
А в силе бренда партии не сомневаюсь, под ним и работаю.
Говорят, что Центральный район вообще делится на две половины. То есть одна — где единороссы, другая — где коммунисты. И говорят, что территориально, то есть по вроде бы малым, но конкретно произведенным делам, мы принципиально отличаемся. Моя партия и я под ее флагом — мы уже три раза избирались на этом избирательном округе.
И такой округ, как номер 40 Центрального района, вовсе не один в Новосибирске. Если вы думаете, что такая повышенная гиперответственность только у меня на округе — нет. Александр Тарасов, который обустраивает свою территорию, показывает примеры, просто образцы благоустройства. Я там был, мне очень понравилось. Могу сказать про Игоря Салова, который, кроме работы на своем округе, еще и активно борется за права предпринимателей. Всегда находит время и силы для того, чтобы поддержать их. Да многие мои коллеги по партии, не буду перечислять, они о себе и сами рассказать могут.
Необходимо сказать, что члены партии «Единая Россия» в большинстве своем — серьезно работающие люди. И они входят в состав избираемых депутатов, уже имея за собой опыт хозяйственной работы, опыт руководства коллективами. Имеют представление о движении финансовых средств, о стоимости исполнения тех или иных задач. Например, об активно обсуждаемой сегодня уборке снега. Ну вот, если эта уборка на объекте, которым депутат руководит как производственник, уборка снега стоит 12 рублей за квадратный метр, то почему чиновники закладывают в бюджет уборку снега в городе по 150 рублей за такой же метр? Депутаты с производственным опытом вправе спросить чиновников об этом. И спрашивают.
— Вот так палочкой неприятных вопросов в них, чиновниках, ворошите…
— Да не палочкой, а дубиной практически. Потому что депутатов с производственным и управленческим опытом на цифрах не объегоришь. И оттого чиновникам вряд ли хотелось бы видеть в Горсовете опытных производственников и хозяйственников. Но это право жителей города, выбирают нас не чиновники, а люди, знающие нас по делам, а не по словам. И потому в Горсовет мы все равно придем.
Ну а предвыборное затишье — это только пока так кажется. На депутатские мандаты будет все равно высокий конкурс. Все мы будем за них бороться. В том числе и те, кто уже не первый созыв отработали. А люди пусть оценят выполненную работу. И пусть сами принимают решение. Так что, повторю, до сентября развернется достаточно активная политическая борьба, будет хороший такой конкурсный отбор как кандидатов в депутаты, так и самих депутатов. И мы на самом деле к этой борьбе готовы. Ну а ваши в чем-то оправданные сомнения… Да, было несколько выборов, где мы пассивно участвовали. Как очень точно высказался об этом один из наших коллег-депутатов: «нам не дали подраться». В этот раз я думаю, что наверстаем.
— Да, много у вас сейчас прозвучало хороших слов о депутатах от «Единой России» и их делах во благо людей. Ну так они и должны действовать: ведь, выражаясь высоким стилем, депутат — это слуга народа. И когда депутат-единоросс не позволяет себя «объегорить» чиновнику-единороссу, то спрашивает он с чиновника не от имени партии, а от имени народа. Замечу, кстати, что чиновники тоже должны служить на благо народа. Служить умно, толково, расторопно и с уважением к народу-хозяину. Но вот хочу вас спросить — почему в последнее время слуги народа, и в основном члены вашей партии, позволяют себе высказывания и действия, напрямую народ оскорбляющие?
Воспитывавший меня дедушка был партийным начальником. И у меня в памяти из раннего детства остался его удар кулаком по столу и грозный рык «Да ты у меня сейчас на этот стол партбилет положишь»! Во времена КПСС это была серьезная угроза. Потом наступили 90-е вместе с их «понятиями», и страх сказать лишнее заставлял — в том числе и чиновников — очень внимательно выбирать выражения или, в терминологии того времени, «следить за базаром». А сейчас ни того ни другого. Что это — безответственность или безнаказанность?
Вот набор только за последние дни: губернатор Чувашии, призывавший «мочить» журналистов, депутатши и чиновницы в Керчи, «поздравившие» блокадницу, замминистра здравоохранения РФ (кстати, наш кадр, из Новосибирска). Что ни день, то оскорбления и скандалы.
— Ну если уж я сегодня увлекся цитатами, то приведу еще одну, от Глеба Жеглова: «Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». Заметьте, во всех приведенных вами трех случаях реакция была быстрая и жесткая. Губернатора Чувашии из «Единой России» исключили, а через день президент России Владимир Путин отправил его в отставку. Глава Крыма Сергей Аксенов после «хлебного» скандала заявил, что его участницы должны быть уволены и исключены из партии. Так и будет, две из них уже написали заявления об увольнении. Что до замминистра здравоохранения…
— Да, после шокирующе бессвязного выступления Елены Бойко на форуме в Москве премьер Михаил Мишустин уволил ее просто немедленно. Его, вероятно, тоже поразило, когда она открыла рот не для того, для чего он у нее предназначен. И сообщила им, что «Здравоохранению нашей страны… нужно поменять философию снаружи здравоохранения… иначе не взлетит». Кстати, то, что оно «не взлетело», не помешало выпускнице нашего НГТУ заработать 33 миллиона за год.
— Полностью поддерживаю премьера Мишустина, который закрыл эту проблему одним росчерком. Так и нужно поступать в подобных ситуациях. И главу Крыма поддерживаю в его реакции. И, конечно же, президента Путина, который дал всем ясный сигнал о недопустимости хамства и оскорбительного отношения к людям со стороны как губернатора, так и любого чиновника.
— Ну, Новосибирской области в этом смысле с руководителем повезло. Выходки, подобные тем, что выдавал глава Чувашии, со стороны нашего губернатора просто непредставимы. Интеллигентный и вежливый человек во власти — что по нашим временам почти редкость…
— Достойных и порядочных депутатов, чиновников, в том числе и членов нашей партии очень много — да что там много, большинство. И люди воспринимают это как само собой разумеющееся, как естественное. А вот неестественное, раздражающее, оскорбительное — сразу бьет по глазам, по чувствам и вызывает соответствующий резонанс.
Так что, возвращаясь к вашему «партбилету на стол»: нет безнаказанности. Напротив, реакция и власти, и нашей партии стала даже более быстрой и непримиримой. Поэтому чем меньше у нас таких «слуг народа» будет и во власти, и в партии, тем меньше мы будем видеть такие образцы косноязычия, глупости и хамства.
Беседу вела Элеонора Соломенникова
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!