Не так давно Счетная палата усомнилась в независимости общественного совета при российском Минздраве, а также посчитала структуру недостаточно открытой к диалогу. На региональном уровне такое исследование не проводилось. Поэтому редакция НДН.инфо попросила оценить работу общественного совета при минздраве Новосибирской области председателя регионального отделения общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-Лига» Марину Лебедеву.
По ее словам, пациенты часто сами обращаются к представителям совета и к ней в частности — по телефону или пишут в соцсетях. Лебедева считает, что совет — открытая структура: о нем можно узнать из специального раздела сайте минздрава, а на заседания совета приглашаются СМИ.
Счетная палата оценивала общественный совет, в том числе, по присутствию в интернете и социальных сетях. Наш общественный совет не имеет своего сайта, а также у него нет групп в соцсетях. Раздел на сайте минздрава не на самом видном месте, но содержит информацию обо всех участниках совета и контакты.
«Чтобы вести группу в соцсетях, нужен специалист, у которого было бы на это время, а сейчас у нас такого человека нет», — прокомментировала Марина Лебедева.
По ее словам, сейчас общественный совет реализует проект, в рамках которого проверяет работу поликлиник, составляет отчет о недостатках и предоставляет их в минздрав. Их замечания могут быть приняты к сведению, а могут быть и проигнорированы, ведь заключения совета носят лишь рекомендательный характер.
«Хотелось бы больше полномочий. Мы хотим не указывать, а помогать решать проблемы. Мы как пациенты видим, что нужно исправить. У чиновников немного замыленный взгляд. Они ограничены законами и нормативно-правовыми актами. Они рассуждают так — сегодня сэкономим рубль, а завтра потратим миллионы. Мы думаем иначе. Надо затратить сейчас, чтобы в будущем сэкономить. Мы можем предложить те или иные решения. Хотелось бы, чтобы к этому прислушивались», — сказала собеседница.
Она привела пример, который хорошо описывает эту шаблонность. Организация проводила проект по обучению терапевтов работе с пациентами после почечной трансплантации. На занятия практически никто не пришел. Руководители поликлиник не отпускали врачей на обучение и объясняли тем, что работать будет некому, если сотрудники будут отвлекаться на курсы.
«Наши пациенты пьют иммунодепрессанты, а они не со всеми лекарствами сочетаются. В областной больнице это знают. Поэтому мы и обучали терапевтов — что можно назначать, что нельзя. Руководители поликлиник говорили, что нет людей. Не понимают всей серьезности положения таких пациентов», — пояснила Лебедева.