i
erid: 2SDnjdu3xKd

Культурное наследие или просто дрова за забором?

Фото Галины Ныровой

Об истории создания выдающегося образца ландшафтной архитектуры и нависших над ним угрозах рассказала на страницах сообщества «ИнфоНарод.РФ» архитектор Галина Нырова. НДН.инфо приводит выдержки из ее обширной статьи.

«Мало кому известно, что в Новосибирской области, в пределах рабочего поселка Краснообск, за заборами предприятий и частных домов спрятан уникальный образец ландшафтной архитектуры советского периода, аналогов которому у нас в стране нет.

(…)

Лесопарк имени академика Ираклия Ивановича Синягина запроектирован как неотъемлемая часть градостроительной структуры научного городка Сибирского отделения Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (НГ СО ВАСХНИЛ, ныне поселок Краснообск). Проект Лесопарка в составе Проекта детальной планировки Научного городка выполнен специалистами ГИПРОНИИ Академии наук СССР в 1972 году. Назначение лесопарка — экологическое, рекреационное и научное.

Эскиз генерального плана Научного городка СО ВАСХНИЛ. Из архива ГИПРОНИИ РАН

Поражающий воображение масштабом проект был утвержден осенью 1974 года, а в 1978 году ландшафтно-лесоводственные работы были завершены. Всего на территории в 292 га было высажено 22 ландшафтных массива (площадью от 0,5 до 6,42 га) и 205 ландшафтных групп из более чем 80 видов деревьев и кустарников, значительная часть которых — интродуценты, в естественной среде Западной Сибири не живущие.

(…)

Сегодня в живых осталась урезанная до 165 га территория тихого отдыха и прогулок. Все прочие зоны Лесопарка ушли под топор. Утрачено более 100 га территории, 11 видов интродуцентов, в том числе вишня Бессея, дёрен красный, ива ломкая, курильский чай, лещина, магония падуболистная, можжевельник казацкий, орех манчжурский, туя западная. Отчасти посадки серьезно пострадали от вандализма и пожаров в годы бесхозяйственности, отчасти оказались на утраченных территориях, отданных под малоэтажную застройку, промышленные объекты, огороды, частный бизнес. Несмотря на потерю входной и развлекательной зон парка, пейзажная его часть уцелела и, будучи совсем заброшенной и спрятанной за огородами со стороны Краснообска, несколько лет ускользала от внимания вандалов и застройщиков, до тех пор пока Кировский район не подступил к Лесопарку с севера. Окруженный со всех сторон, не имеющий парадного входа, Лесопарк все еще великолепен.

(…)

Однако, сохранение в нынешних границах под вопросом. Да и границ-то нет. Подвижны границы, и не на пользу Лесопарку. С севера и с юга Лесопарк зажат в плотные тиски частной малоэтажной застройки, а хозяева коттеджей потихоньку прирезают себе земли, двигают заборы. Лесопарк за частным забором — это и собственная свалка, и источник дров: Северная Стена уже дырявая, а штабеля дров для камина хранятся тут же, на границе Лесопарка. Люди живут в коттеджах вроде не бедные, а денег купить дров или вывезти мусор не хватает… С северо-запада подступили уродливые новостройки Кировского района: высотные дома стоят вплотную, ни метра разрыва! Ну и вырубили кусок Стены. Мешает. С востока прирезает себе территорию частный питомник с рассадой и какие-то предприятия, закрывшие за железными стенами кедровник Лесопарка. На полянах резвятся квадроциклы; редкому эндемику (Остролодочнику колокольчатому) не повезло: каждое лето он попадает под колеса, никак не может осемениться. Краснокнижная орхидея Дремлик тоже живет в единственном экземпляре. Любители пикничков-шашлычков и вовсе опасны: и костры жгут, и драгоценные деревья рубят; а мусору от них.

Тихая ползучая напасть уничтожает Лесопарк медленно, но навсегда, самозахваты территорий узаконены местной властью мирно, никаких запретов. Но страшнее всего не бесхозность Лесопарка, а более крупные риски, связанные с покушениями на него застройщиков (чудесное местечко, недвижимость в парке можно дорого продать). В 2004 году в Лесопарк прорвался канализационный коллектор, отрезал от него 100 га, и эти 100 га уже застроены. В 2018 году властями был согласован новый коллектор, от которого Лесопарк удалось защитить, но, очевидно, ненадолго.

Пока нет охранного статуса, бесценный образец ландшафтного искусства является уязвимой бросовой территорией. Лесопарк имени академика И. И. Синягина, являющийся частью научного городка СО ВАСХНИЛ, создан на деньги всей страны (из средств, заработанных гражданами СССР на всесоюзном субботнике в 1969 году), стоил более 1 миллиона крепких советских рублей и значение имел всесоюзное. Сегодня, будучи собственностью муниципалитета поселка Краснообска, Лесопарк не имеет шансов на выживание. Масштаб этого объекта и его значение для культуры России не соответствуют ни местным финансовым и технологическим возможностям для его содержания, ни уровню социальной ответственности муниципальных чиновников Краснообска.

Механизированные посадки массивов. Вид сверху. Фото Сергея Торопова

В 2018 году в адрес Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области была направлена заявка на включение в перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объектов культурного наследия — Лесопарка имени академика И. И. Синягина. К Заявке прилагались результаты первичного обследования объекта ландшафтной архитектуры, выполненного силами архитекторов ООО «Архитектурное бюро СП VII», дендрологический анализ и результаты многолетней научно-исследовательской работы дендрологов и биологов Сибирского отделения РАН и ОДООС (Общественного движения по охране окружающей среды), а также отзывы специалистов в области градостроительства, ландшафтной архитектуры и лесоводства.

Дорожка между массивами. Фото Александра Нырова

Одновременно были проведены консультации с вице-президентом Российской академии архитектуры и строительных наук, президентом ИКОМОС академиком А. П. Кудрявцевым об участии д.г.н., проф., члена ИКОМОС Ю. А. Веденина и государственного эксперта в области ландшафтной архитектуры Н. И. Завьяловой в составлении экспертного Заключения для внесения Лесопарка имени академика И. И. Синягина в реестр памятников ландшафтного искусства федерального значения. С первичным обследованием А. П. Кудрявцев и эксперты были ознакомлены, при этом сочли объект действительно уникальным, в нашей стране аналогов не имеющим. Но для начала следовало включить объект в число выявленных объектов культурного наследия на региональном уровне, где мы (Краснообское отделение ВООПИиК) и получили жесткий немотивированный отказ от Инспекции на основании отрицательного заключения ГАУ НСО НПЦ (Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Научно-производственный центр»).

Заключение №39/08 от 10.06.2019 содержит противоречивые фразы:

«…Лесопарк является классическим ландшафтным объектом…»,

«…Является неотъемлемой частью градостроительной структуры р. п. Краснообск…»,

«…не обладает признаками объекта культурного наследия…»,

«…не представляет историко-культурной ценности…»,

«…может быть отнесен к особо охраняемым природным объектам и охраняться в соответствии с природоохранным законодательством…».

Если это «классический ландшафтный объект», то природоохранное законодательство и его методы охраны диких лесов неуместны. К созданию ландшафтного парка пейзажного типа причастны ландшафтное искусство и наука, дикая природа на территории лесостепи может создать только березовые колки. Содержание и уход за объектом науки и искусства значительно отличаются от ухода и содержания природных территорий. Статус ООПТ погубит ландшафтные композиции: планировочные основы объекта ландшафтного искусства надо поддерживать, а не стирать природоохранным законодательством.

Фото Сергея Торопова

Приказом Инспекции №83 от 27.06.2019 Лесопарку имени академика И. И. Синягина было отказано во включении в перечень выявленных объектов историко-культурного наследия ввиду отсутствия историко-культурной ценности. Напрасно академик А. П. Кудрявцев хлопотал, подбирая экспертов в области ландшафтной архитектуры; судьбу лесопарка решила Главный научный сотрудник ГАУ НСО НПЦ инженер-строитель М. В. Грес, не имеющая ни архитектурного, ни градостроительного образования. Многочисленные письменные запросы в Инспекцию и ГАУ НСО НПЦ не дали ответа о том, какие признаки объекта не позволяют включение его в перечень выявленных объектов, отчего он не представляет культурной ценности. Просто нет ответа, и все. Но устный комментарий таков: «Лесопарк – это не ландшафтная архитектура, потому что архитектуры в лесопарке нет – ничего же не построено, одни деревья…»

Так Лесопарк — это объект культурного наследия или просто дрова за забором?»

Оригинал публикации

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version