Художник – свободен?
— Уже как-то дискутировали на эту тему. Пришли к выводу, что художник даже при всей видимости свободы (в широком понимании), зачастую зависим от заказчика. Но, в Сибири нет арт-рынка, нет заказчиков, поэтому тут художник все-таки свободен абсолютно.
В каком направлении в искусстве Вы работаете?
— Я называю это «Тотальный позитив». Стараюсь передать сложные социальные и политические идеи доступным для понимания языком поп-арта.
Художник должен быть эксцентричным?
— Образ мыслей художника отличается от образа мыслей простого обывателя, и обыватель это часто воспринимает, как эксцентричность. Должен ли художник носить фиолетовые волосы или что-то подобное? Нет, я думаю, это не обязательно. Нужно отличаться образом мышления, а не внешними атрибутами.
Ваша идеология?
— Лично я давно отказался от идеологии. Первое, я за здравый смысл, второе, мне не нравится, что слово «идеология» пишется через «о», ведь правильнее было бы, чтобы это слово происходило от слова «идеал», а так получается какое-то словесное уродство.
В чем Ваш посыл народу как художника?
— Народ обязан заставить себя начать думать больше чем модно.
Вас часто не правильно понимают?
— Что касается моего творчества, то тут непонимания нет, оно предельно доступно, как предвыборный плакат. Но, что касается моих политических или социальных мероприятий, то я стал часто сталкиваться даже не с понимание, а явной агрессией.
Вы пишите картины для себя или для других?
— Вопрос сложный. Скорее я пишу их для выставок. Мне такое количество своих картин точно не нужно, а люди их не покупают. Да, мои работы интересно посмотреть, но дома такое точно не повесишь. В простой российской «хрущевке» можно повесть пейзажик, натюрмортик, какую-нибудь абстракцию, но не мои картины с условными названиями типа «Путин//Чикатило – неравная любовь» или «Духовность толстым слоем».
Искусство сегодня – для души или для заработка?
— Исключительно для души. Я бы конечно хотел, чтобы это приносило деньги, но на данном этапе это невозможно. Я не говорю, что я совсем не зарабатываю этим деньги, но это не стабильный заработок. И не всегда можно назвать то, что я рисовал ради денег искусством.
Насколько сегодня дорого быть художником?
— Сейчас чтобы быть художником, можно вообще отказаться от такого анахронизма, как рисование, то есть можно не тратить и не копейки. Ну, или рисовать исключительно на компьютере, тогда твое творчество будет стоить столько же, сколько стоит рекламная продукция. Если же хочешь рисовать, то тут уже себестоимость может быть бесконечно дорогой, ведь неизвестно какие ты будешь использовать материалы, сколько у тебя на это уйдет времени, сколько будет выпито водки…
На чем зарабатываете Вы?
— В основном я зарабатываю руками, чиню автомобили, сантехника, работа на стройке или что-то подобное.
Ваши картины продаются?
— Практически нет. Но прецеденты были, причем покупатели сами предлагали такие суммы, что мне хватало с продажи одной картины сделать еще серию картин и организовать выставку в другом городе.
Где храните картины?
— Часть хранится в запасниках каких-то музеев, часть просто утилизирую.
О чем ваши картины?
— Политика, социальные отношения. Но это не серьезные работы, они веселые и больше напоминают карикатуру. Юмор помогает проще донести идею, чем серьезные и обстоятельные аргументы.
Какая самая любимая?
— Я не буду описывать, что на ней было нарисовано, это очевидно из названия. А название такое – «Что же ты падла до свадьбы не сказал, что ты из «Единой России»?»
Для творчества нужно вдохновение – в чем черпаете его?
— Нет, мне вдохновения не нужно, важнее перебороть лень и сесть за «холст». И опять же, нужно не вдохновение, а идеи, а с этим все просто, открываешь новостной сайт и начинаешь читать, и там просто гигантский поток идей. Одно удручает, я рисую веселые картины, но когда читаю в последнее время, на этих самых сайтах, про очередную депутатскую инициативу, которая сама по себе нелепа, что ее и извратить уже сложно, то я понимаю, что мне становится сложно работать в таких условиях. Например, как можно глумиться над идеей запрета кружевных трусов, когда это уже само по себе является вершиной абсурда?
Вы гордитесь собой?
— Как говорил А. Лаэртский, каждый человек должен гордиться собой, махать собой как знаменем, и делать вид, что он сам себя и породил.
У Вас есть враги – кто они?
— Лично у меня нет врагов, но вот я являюсь врагом для многих, ко мне по ряду причин приклеился термин «национал-предатель», со всеми вытекающими последствиями.
Смех – лучшее оружие в борьбе с врагами?
— Нет, не думаю. Тут эффективнее терпение. Люди любят искать врагов, любят толпой кого-то ненавидеть. Вчера они ненавидели «кавказцев», сегодня «пятую колонну», завтра будут ненавидеть «велосипедистов». Я, к сожалению, не верю, что вражду можно победить.
Покорить Россию, мир реально? Сколько времени и что для этого требуется?
— Это да, это легко, главное придумать способ. Вот те девчонки, буквально за одну минуту танца в церкви, успели покорить весь мир.
Ваше видение истории Новосибирска?
— Я вообще патриот нашего города, изучаю его историю, но так как город молодой, истории мало, то я сам, в своем творчестве, придумываю эту самую историю. Например, была у меня серия «ИстЕрия Новосибирска», где я убедительно доказал, что Новосибирск, это старейший город на планете, что все глобальные исторические процессы начинались именно здесь. Это конечно не серьезно, но и альтернативная история имеет право на существование.
Новосибирцы – думающий народ?
— Раньше думал да, но сейчас уже не уверен.
Некоторые сюжеты ваших картин патриотичные новосибирцы считают оскорбительными. А какие они — патриотичные новосибирцы?
— В последнее время слово «патриотизм» так измарали, что еще не одно поколение придется оттереть с хлоркой. Сейчас патриот, это не человек который любит Родину, а тот, кто ненавидит всех вокруг. Что касается именно «патриотических новосибирцев», то ответ очевиден, это так называемые «православные активисты», персонажи взывающие, в лучшем случае сочувствие и непонимание, в худшем – отвращение.
Патриотизм страны или города? Одно от другого отделимо?
— Я патриот в «классическом понимании» этого термина. Да, мне нравится наш город, я его очень люблю, я очень люблю Сибирь. На счет всей страны, то тут вопрос сложный. Сейчас, опять же из-за подмены понятий, получилось так, если ты не любишь социальное и государственное устройство, значит, ты уже сразу ненавидишь Россию. Ну и с другой стороны, почему я обязан любить те регионы, в которых даже не бывал?
Патриотизм – какой он: воинствующий или умиротворенный?
— Воинствующий патриотизм, это уже шовинизм. Патриотизм может быть только мирным. Зачем проявлять агрессию, чтобы не бросать мусор на улице? А ведь просто следить за чистотой места, где живешь, это и уже и есть патриотизм.
Вы активный участник и организатор пикетов и митингов – зачем?
— Большинство задаются вопросами, а что я могу сделать один, что от меня зависит? Но при этом боятся даже оторвать попу от дивана. Пикеты и митинги, это хотя бы ответы на эти вопросы. Но я, конечно, ими не ограничиваюсь, есть и более эффективные и резонансные проекты. Зачем? Я считаю, что нужно использовать любой способ, чтобы изменить что-то к лучшему.
Вы – бунтовщик?
— Нет, скорее я ремонтник. Допустим, я хочу покрасить старый сортир, но многие с этим не согласны, им нравится старый серый сортир, и мой «ремонт» они воспринимают как вмешательство в привычную картину жизни. Но это не бунт, это только ремонт.
Жаждете власти?
— Я недавно собирался идти в депутаты, но решил, что у меня все-таки нет властных амбиций, поэтому передумал. Нет, я не хочу власти. По своему опыту управления, даже небольшим предприятием, скажу, что это большая ответственность. Если идти во власть, нужно осознавать эту ответственность, либо, как в случае с нашей системой, наступить на горло своей совести и придя туда, начать подстраиваться под кого-то, воровать, «гонять порожняки» и отращивать пузо. Ни то ни другое мне не надо.
Как изменить мир?
— Наверное, самый эффективный способ – развязать очередную мировую войну. А если серьезно, то просто нужно что-то делать, причем не раз и не два, а постоянно. Мне сразу вспоминается пример Барнаула. Там есть унылый мост, на мосту мужик поставил макет лебедя, его снесли, он снова поставил, его снова снесли. И так длилось долго, пока кто-то не поставил еще лебедя, потом еще… И это место стало достопримечательностью города. То есть, терпение и цикличность смогли изменить небольшой фрагмент этого мира.
День России для народа – праздник или просто дополнительный выходной?
— У нас практически нет понятия праздник, разве что МОНСТРация, все остальное – выходной и повод нажраться.
А для органов власти и политиков?
— У нас все официозные праздники, это вершина глупости, плохого вкуса и идиотизма. А для чиновников это повод засветиться в торжественных мероприятиях и нелепо израсходовать бюджет.
Как нужно отмечать и праздновать его?
— Нет, не вижу в этом смысла. Раз в год, по разнарядке сверху, любить Россию, это примерно так же, как раз в год, 8-го марта, любить женщину.
Нужен ли запрет на госидеологию?
— Идеологии это пережиток прошлого, многие живут и не заморачиваются какой-либо идеологией. Идеология ограничивает принятие позитивных идей. Думаю, что идеологию нужно оставить в прошлом, или в таких заповедниках, как Северная Корея, например, или территория ИГ, чтобы видеть, к чему все это приводит.
Анна Алябьева
Фото предоставлено Константином Еременко