Банкротство от физических лиц

Ранее инициировать банкротство мог как сам банкрот, так и кредиторы или уполномоченные налоговые органы. Теперь это право предоставлено и работникам. Как только сумма долга по зарплате у одного или нескольких сотрудников достигнет 300 тысяч рублей, можно смело подать заявление в арбитражный суд о банкротстве своего работодателя.

Новый закон регулирует порядок проведения собраний работников, а также включения их требований в реестр кредиторов. Согласно нормативному акту, в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам: судебные издержки, вознаграждение арбитражному управляющему и т.д. Требования о погашении долгов по зарплате и выплате выходных пособий законом отнесены ко второй очереди. Затем следует погашение долгов по коммунальным и эксплуатационным платежам, а в последнюю очередь вносится плата по иным текущим платежам. Помимо этого, в первую очередь работодатель обязан рассчитаться с работниками, жизни и здоровью которых при исполнении трудовых обязательств был нанесен вред.

Процедура банкротства работодателя проработана достаточно хорошо, считает управляющий партнер юридической фирмы «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов» Константин Зиновьев:

«Все работники приравнены к конкурсным кредиторам. И теперь наравне с ними могут участвовать в соответствующих собраниях и решать судьбу своего работодателя. Кроме того, работники сами могут инициировать банкротство работодателя, как только, либо на одного, либо на нескольких работников, долг по зарплате превысит 300 тысяч рублей», — сказал Зиновьев, добавив, что дела о банкротстве возбуждаются лишь тогда, когда есть выгода для кредиторов. «Конечно, не стоит идти с заявлением в суд, если организация представляет из себя «печать в столе». А если у фирмы есть активы, например в виде недвижимости, тогда заявление в арбитражный суд вполне оправдано», — пояснил юрист.

Депутат Госдумы от КПРФ Александр Абалаков уверен, решение о принятии этого закона — правильное:

«Я считаю, что этот закон правильный, он дает работникам очень сильное оружие. А дальше его можно сравнить с законом о свободном обращении оружия. Или с тем, что народу дали атомную бомбу. Вопрос такой, является ли она сдерживающим фактором или все-таки это фактор агрессии? Здесь все зависит от разумности людей. Это довольно сильное оружие. Данный прецедент я считаю положительным, потому что надо вооружать людей, чтобы они не были беззащитными. С моей точки зрения, этот закон повысит ответственность, как работников, так и работодателей».

Бывший инженер предприятия «Сибтрубопроводстрой», где работники в течение длительного времени не могут добиться погашения долгов по заработной плате, Сергей Саранцев также уверен в том, что этот закон нужен:

«Сам по себе закон необходим, многие серьезные компании с хорошими оборотами будут задумываться о работниках и не будут заинтересованы в банкротстве. С другой стороны, законодатель, по моему мнению, обозначил слишком большую сумму. Далеко не каждый в нашей стране получает высокую зарплату, разве что топ-менеджер, и эти условия (долг в 300 тысяч. — Ред.) вряд ли будут относиться к общей массе рабочего класса. Если же сумму в 300 тысяч рассматривать на группу работников, то условия вполне реальны. Немаловажно, чтобы сумма долга рассчитывалась исходя из среднего заработка».

Депутат Заксобрания НСО, справедливоросс Игорь Умербаев принятие закона назвал популистским шагом:

«В этом законе я не вижу особых минусов и плюсов. Если работодатель не выплачивает работнику зарплату сознательно, то у нас есть такие рычаги воздействия, как комиссия по трудовым спорам, административное и уголовное законодательство. А если он не платит зарплату по объективным причинам и все равно станет банкротом, то какая разница, кто это банкротство инициирует. Это похоже на некий популистский шаг, чтобы показать, что что-то делается, чтобы выровнить ситуацию, связанную с наемным трудом и с тем, что многие наемные работники оказываются «кинутыми» своими работодателями. Здесь нужно делать упор на правоприменение, а не на правописание».

Мнений по поводу поправок в закон «О банкростве» много. Одни считают инициативу оправданной, другие относятся к ней с долей скептицизма. Как будет работать закон, пока неясно. В силу он вступит в октябре. Но резонно предположить, что в нынешних экономических условиях, когда каждый старается сэкономить рубль, работы у арбитражных судов может заметно прибавиться. Ведь выплата зарплаты — святая обязанность каждого работодателя. И если эта «святость» нарушается, то буря выходит за пределы стакана и прямиком направляется в массы.

Одновременно с этим законом вступает в силу и закон о банкротстве физических лиц, перенесенный ранее с 1 июля в связи с тем, что эти дела также решено передать арбитражному суду. Такие вот антикризисные рецепты от депутатов Госдумы.

Александр Ярошевский

Фото: tvoe-ip.ru

Exit mobile version