О визировании ФСБ работ ученых Института физико-химической биологии МГУ перед публикацией недавно заявил авторитетный в научном мире журнал Nature, ссылаясь на протокол заседания в этом институте, которое состоялось пятого октября.
Якобы все публикации, выступления на конференциях и презентации ученые должны согласовывать с ФСБ. Научный сотрудник Института географии РАН Вячеслав Шупер рассказал, что подобные правила действуют и в других научных учреждениях в России. Схема предварительной проверки статей на наличие секретных сведений действовала в СССР.
Читайте также: «Российских ученых обязали заверять свои работы в ФСБ перед публикацией – Nature»
А что же происходит в Сибирском отделении академии наук? Этот вопрос мы адресовали советнику председателя СО РАН по информационной политике и общественным связям Андрею Соболевскому. Его ответ НДН.инфо приводит без изменений:
«Я много общаюсь с учёными, активно работающими на международном уровне, но ни от одного не слышал ни малейшего сетования в адрес ФСБ, либо какой-то другой российской спецслужбы.
Разумеется, и в Сибирском отделении (точнее, теперь в «институтах, перешедших в подведомство ФАНО»), есть спецтематика, а в аппарате Федерального агентства — отдел по защите государственной тайны. Почему-то в публикациях СМИ этот момент обойден вниманием. Исследования в интересах обороны и безопасности ведут, подчас, целые отделы и лаборатории: их сотрудники прекрасно понимают, какие это влечет ограничения, и соблюдают их. Если же говорить о совершенно открытых исследованиях и их результатах, то их «вынос» за пределы национального информационного поля ограничен единственным правилом. Материал для публикации в международном научном журнале или для обнародования на каком-либо мероприятии (конференции, симпозиуме и т.п.) проходит через внутриинститутскую экспертную комиссию, которая выдаёт заключение о возможности опубликования.
Появившиеся в СМИ сообщения о том, что, будто бы, ФСБ намерено контролировать каждую зарубежную публикацию либо выступление наших учёных, по-моему, лишены реальных оснований. Даже по чисто статистическим причинам. Сибирское отделение РАН осуществляет научно-методическое руководство 79 институтами, работающими в области математики и информатики, энергетики, механики и процессов управления, нанотехнологий и информационных технологий, физики, химии, биологии, наук о Земле, экономических и гуманитарных наук, а также междисциплинарных исследований на стыке областей знания.
В этих организациях на начало 2015 г. числится 11 784 научных сотрудника, из них 2 530 докторов и 6 226 кандидатов наук. Большинство из них активно контактирует с зарубежными коллегами. Так, в 2014 г. произошло 3 860 выездов ученых СО РАН в 78 стран мира (в 2013 г. – 4 838). Тысячами же измеряются и публикации наших учёных в международных журналах. Очевидно, что ни у одной спецслужбы мира не найдется, во-первых, нужного количества сотрудников, чтобы переварить такие объёмы информации, а во-вторых, для этого титанического труда нужны ещё и особенные компетенции. Возможны лишь отдельные обращения правоохранительных органов к учёным post factum — после какой-либо отдельной публикации или выступления. А они, напомню, проходят предварительную экспертизу в стенах института».
Фото: bogdanclub.info
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!