О визировании ФСБ работ ученых Института физико-химической биологии МГУ перед публикацией пишет журнал Nature со ссылкой на протокол заседания в этом институте, которое состоялось пятого октября.
«Помните, что текущие правила обязывают ученых получать разрешение на публикацию любой статьи, выступление на конференции или презентации», — говорится в протоколе. Касается это любых конференций и статей, как подготовленных для публикации в России, так и за рубежом.
Директор института МГУ Владимир Скулачев от комментариев отказался. А вот научный сотрудник Института географии РАН Вячеслав Шупер рассказал, что подобные правила действуют и в других научных учреждениях в России, сообщает Meduza со ссылкой на номер газеты «Троицкий вариант» от 20 октября.
По словам Шупера, получать разрешения на публикацию должны и географы в МГУ. А ученые одного из институтов Уральского отделения РАН жалуются на то, что от них требуют переводить на русский свои работы специально для проверки. Ученый подчеркнул, что подобные правила предварительной проверки статей на наличие секретных сведений действовали в СССР.
«Тогда был всесильный Главлит с разветвленной сетью территориальных и отраслевых подразделений, без разрешения которого ничто не могло публиковаться. Сам факт его существования фактически был государственной тайной: его нельзя было упоминать в печати; на зданиях, где располагались Главлит и его органы, не было никаких табличек», — напомнил Шупер.
Действует ли практика проверки органами госбезопасности работ сибирских ученых неизвестно. В управлении по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН оперативно ответ на этот вопрос НДН.инфо дать затруднились.
По информации Nature, советская практика вернулась в жизнь российских ученых после того, как в мае 2015 г. президент Владимир Путин изменил список сведений, которые относятся к государственной тайне. «Путин расширил действие закона на любые научные изыскания, которые могут быть использованы для, как туманно говорится в документе, «новых продуктов»», — отмечается в статье Nature.
В действительности таких слов в майском указе Путина нет. Однако, в 2006 г. он также будучи президентом подписал указ «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», которым сделал гостайной «Сведения о достижениях науки и техники, о технологиях, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных отраслях экономики». Похожая формулировка была и в исходной версии закона, принятого в 1995 г.
Фото: ulausmanov.com