— Уже совсем скоро, 29 января, состоится 36-я конференция новосибирского отделения «Единой России». С чем связано ее проведение в самом начале 2019 года?
— Никакой подоплеки здесь нет. Это всероссийский формат. Нужен для того, чтобы своевременно выстроить взаимоотношения с центром. Сейчас у нас идут конференции в местных отделениях. 24 января они заканчиваются. Ждем предложений по кандидатурам в состав политсовета либо президиума, дабы окончательно сформировать повестку на конференцию 29 января.
Для этой же цели создана рабочая группа. Она проработает формат конференции. Почему она не собиралась до текущего момента — было решение политсовета об увеличении на 10 человек состава политсовета и на 10 же человек президиума. Предварительно увеличение политсовета решено согласовать, а президиума — нет. Иначе увеличенный с нынешних 25 до 35 человек президиум, а это почти половина политсовета, будет неуправляемым и неработоспособным органом. Тем более что после последних изменений в уставе партии на 85% полномочия политсовета переданы президиуму.
Например, объявлены довыборы в Кыштовском районе. Чтобы утвердить кандидата, нам нужно собирать политсовет — 75 человек со всей области. Людей дергать по одному вопросу за 600 км неправильно. Политсовет, думаю, будет собираться дважды в год, а президиум ежемесячно.
— На конференции в том числе будет избран новый секретарь новосибирского отделения «Единой России». Или переизбран действующий. Вы будет выдвигать свою кандидатуру?
— Сегодня мы получаем решения местных (районных) отделений, которые высказываются в мою поддержку. Но не потому, что я такой хороший. Такова их оценка нашей деятельности. Сам я пока еще окончательно не определился.
Учитывая, что я создавал партийную организацию в Новосибирске, номер моего партбилета еще «Единства» (одно из движений, на базе которых образовалась «Единая Россия». — Ред.) — 10. Конечно, мне небезразлично, кто будет секретарем. Это первое. Второе. Так, наверное, было заложено моими родителями и руководителями старшего поколения — если мы что-то делаем, то делаем это хорошо. Либо не делаем никак. Работать вполсилы — не мой метод.
— А сколько времени отнимает у вас работа секретарем партии?
— С 6 утра и до 12 ночи. Без выходных. Без детей, которые выросли. Без внуков, которые растут. А еще я директор ПАТП-5, заместитель председателя Заксобрания области. У меня округ, от которого я избирался. По закону не могу возглавлять «Транспортный союз Сибири». Но я его создавал, регистрировал, формировал. В 2016 г. он был признан лучшим в России.
— А где главная загрузка?
— Партия. Однозначно. Здесь невозможно быть секретарем регионального отделения только на конференциях.
— Вы хотя бы зарплату за это получаете?
— Нет, конечно.
— Каковы реалии работы партсекретаря сегодня — работы много, денег нет. Что может заинтересовать человека в этой должности?
— Я вам вот что скажу. У меня в трудовой книжке две записи — ПАТП-5 и освобожденный партсекретарь (КПСС). Не помню себя вне общественной деятельности. Это школа, техникум, армия. Я бросил учиться и поехал на комсомольские стройки. А в детстве у нас всегда дома были люди — мама моя председатель сельского совета с 17 лет и до пенсии, а папа заведующий складами.
— За почти пять лет в качестве секретаря партии чего, как вы считаете, вам удалось достичь?
— Практически все это время мы проводили аудит. Был период, когда принимали в партию всех подряд. Нужно было разобраться — кто действительно член партии, а кто «пассажир». Сейчас в регионе около 29 тысяч членов «Единой России» и 24 тысячи сторонников партии — это наш главный резерв. Пять лет назад сторонников практически не было (не было такого института), а самих партийцев было 22 тысячи человек. У нас 1933 первичных организаций. Они теперь будут получать гранты на социально значимые проекты.
— Каково морально-психологическое состояние в партии? Не секрет, что именно ЕР как партия власти разделила ответственность за непопулярные пенсионную реформу, повышение НДС и т.д.
— Есть высказывания, что партия якобы доживает и заканчивает свою деятельность. Но подобное я слышу уже 15 лет. Мы должны были понимать, и мы понимаем — добившись власти, «Единая Россия» взяла на себя ответственность за исполнение бюджетов, указов и т.д. Есть ряд моментов, которые я не разделяю. Но мы не клуб по интересам, а партия. Здесь есть вертикаль. Мы можем на фракции спорить. Но если принято решение о консолидированном голосовании, значит ты не имеешь права голосовать по-другому, иначе ты должен покинуть фракцию. Есть спады и падения в уровне доверия власти.
— Сейчас спад?
— Да.
— Он закончился?
— Думаю, что нет. Нужно время, чтобы люди почувствовали перемены к лучшему в результате принятых решений. Конечно, пенсии быстро и резко не вырастут.
— Ближайшая крупная избирательная кампания намечена на 2020 год, когда будут избираться новосибирский горсовет, Заксобрание области. Хватит ли времени? Полтора года, по сути, осталось до старта кампании.
— Большой вопрос — повысится ли резко уровень доверия людей к власти. Но он точно поднимется.
— А что насчет 2019 года? Выборы мэра. Будет ли «Единая Россия» в них участвовать? Это всех сейчас волнует.
— Не нужно волноваться. Должен присутствовать и участвовать здравый смысл в первую очередь. Вопрос участия партии решается на уровне генерального совета. Как будут объявлены выборы, тогда и скажем — будем ли мы участвовать.
— То есть летом?
— Да.
— В прошлом году в партийный устав была внесена идеологическая преамбула и утвержден своего рода «кодекс чести партийца». Для чего он нужен? И как вы его внедряете на местах?
— Пока еще никак. Правильное решение принято съездом. Все-таки мы сегодня можем допустить вольности, забывая о том, что находимся в рядах партии. Создана комиссия по этике, куда вошли авторитетнейшие люди, в том числе наши депутаты Александр Жуков и Александр Карелин. Комиссии будут созданы и на региональном уровне.
— Вы как своих одергиваете? Из последнего можно вспомнить случай с депутатом Олегом Мирошниковым (в октябре 2018 года он напал на снимавшего его блогера).
— Если вы помните, я сразу сказал, что руки распускать недопустимо — вне зависимости от того, какая у тебя фамилия и партийная принадлежность. Мы собирали экспертов, в том числе из полиции. Эксперты пришли к выводу, что это (нападение) недоказуемо — было движение в сторону (снимавшего), но дальше не видно, что происходит.
— Подпортивший собственную репутацию кандидат ведь может навредить рейтингу партии.
— К сожалению, многие избиравшиеся от партии депутаты вновь вспоминают о партии только за год до выборов. Нет. За пять лет у нас есть вся информация. Об их участии в общественных мероприятиях, личных приемах, медийной активности, выполнении наказов и т.д. В 2020 году мы суммируем все эти плюсы и минусы и обязательно учтем при выдвижении кандидатов на предварительное голосование.
То же касается и наших партийных проектов. У партии 14 проектов. Работа по ним у нас велась насыщенная. Не зря региональное отделение входит в десятку по их реализации, а по проектам «Безопасные дороги», «Культура малой родины», «Городская среда» и «Здоровое будущее» мы входим в тройку-четверку лучших. Есть у нашего отделения также свой проект — «Территория детства». А недавно на федеральном уровне стартовал 15-й партийный проект, посвященный экологии.
Задача, поставленная президентом по утилизации, переработке и сбору мусора, — это глобальная работа, которую невозможно сделать в один день. С 1 января есть недоработки по вывозу мусора. Но закон нужно было принимать и начинать работу — это несомненно.
— Проблема еще в том, что полигоны у нас так никто и не строит. Существующие ведь фактически вне закона, их нужно рекультивировать.
— Мусороперерабатывающие заводы нужно было начинать строить еще три года назад. А мы все дискутируем.
Подготовил Павел Быковских