«Если сравнивать с предыдущими, то этот год у нас четвертый по масштабам катастрофических пожаров с начала века. После 2003, 2008, 2012 годов, ну и, вот, сейчас — этот. Ситуация развивается быстро, прогноз — неблагоприятный. Поэтому, он может стать и первым. У нас половина земельно-лесного фонда относится к так называемым зонам контроля лесных пожаров, где пожары можно не тушить — по закону разрешается. И основная часть пожаров, которая сейчас действует, она приходится как раз на эти зоны контроля. Они разрослись именно потому, что их с самого начала не тушили», — заявил руководитель лесной программы «Гринпис Россия» Алексей Ярошенко (цит. по BFM).
Фактически же на сегодняшний день тушат меньше 7% площадей пожаров. По данным «Авиалесохраны» на начало дня 25 июля, работы ведутся на 147 тысячах гектаров леса, из которых 120 тысяч га — в Иркутской области и почти 25 тысяч га — в Красноярском крае.
Но горит еще 2,1 млн га леса. За этими пожарами власти просто наблюдают, поскольку они не угрожают населенным пунктам и объектам экономики, а «прогнозируемые затраты на их тушение превышают прогнозируемый вред, который может быть ими причинен».
882 тысячи га таких пожаров, которые решено не тушить, полыхают в Красноярском крае, где за сутки общая площадь пожаров выросла на 60 тысяч га. До этого площадь пожаров росла по 100 тысяч га в сутки. В Иркутской области власти отказались тушить почти 380 тысяч га. Больше 780 тысяч га горит в Якутии. А тушат здесь только 865 га. И т.д.
Советник главы Рослесхоза Александр Агафонов накануне заявил, что тушить самолетами-танкерами пожары не планируется, поскольку это «разорит нас». Посему имеем то, что имеем. А тушим так, как умеем…
{article type=»k2″ id=»27812″}[div class=»introduced»][link]
[title] [/link] [/div] {/article}
Какова в итоге будет площадь лесных пожаров в этом году, и каков будет нанесенный ими урон, еще предстоит посчитать. Причем крайне вероятно, что цифры будут обнародованы очень противоречивые. Экологи давно жалуются на то, что достоверность статистики хромает. И данные о масштабах природных пожаров в различных источниках сильно разнятся.
Так, к примеру, в прошлом году данные Рослесхоза свидетельствовали о том, что в первой половине года площадь лесных земель, пройденная пожарами, превысила 2,2 млн га. Общий ущерб, по данным Рослесхоза, превысил 5 млрд рублей. А директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Евгений Шварц называл совсем другие цифры — 14,6 млн га с 1 января по 31 августа. Тогда сообщалось, что 2018-й стал третьим по масштабам лесных пожаров после 2012-го (17,6 млн га) и 2003-го (15,5 млн га). В фонде в своих подсчетах опираются на снимки с космоса.
Ежегодно, опять-таки по официальным данным, в стране регистрируется от 10 тысяч до 35 тысяч лесных пожаров, охватывающих площади от 500 тысяч до 2,5 млн га. В среднем ущербы от лесных пожаров оцениваются в десятки миллиардов рублей в год.
Следует также учитывать и распространенность пожаров по территории страны. К примеру, в 2002 г. огнем были охвачены леса вор всех федеральных округах. Но площади несравнимы с нынешними пожарами, тогда они были куда менее значительными. Сейчас же эти площади огромны, а пожары сконцентрированы в Восточной Сибири и приходятся главным образом на три региона страны — Красноярский край, Иркутскую область и Якутию.
Однако последствия пожаров ощутили даже на Урале. Новосибирская область и ее соседи в дыму уже несколько дней. В столице Сибири был объявлен режим «черного неба». Предупреждение о дымке, которая повисла над городом еще воскресным утром, продлено до вечера субботы. Гидрометцентр объявил оранжевый уровень погодной опасности.
Вместе с тем, Западно-Сибирское УГМС превышений ПДК загрязняющих веществ в атмосфере Новосибирска не фиксирует. Правда, это вовсе не значит, что смог безопасен. Дело в том, что «частицы дыма нашими средствами не улавливаются», рассказывал НДН.инфо пресс-секретарь УГМС Ренад Ягудин. Люди жалуются на то, что им трудно дышать. Сервис Сityair оценивает загрязнение воздуха в Новосибирске на 8 баллов из 10 возможных. Причем, еще с воскресенья. Показатель вдвое хуже, чем в Москве, или Челябинске. И если, согласно рекомендациям сервиса, в этих двух городах качество воздуха таково, что «требует осмотрительности», то в Новосибирске воздух просто «очень вреден».
Но едва ли какая-либо госструктура станет оценивать ущерб здоровью миллионов россиян, который люди рискуют получить от прилетевшего к ним за сотни километров дыма лесных пожарищ потому, что их решено было не тушить, поскольку «прогнозируемые затраты превышают прогнозируемый вред»…
Павел Быковских