Разработка технологии наблюдения за саранчой с помощью дронов — часть большой задачи по созданию цифровой карты распространения потенциального вредителя в Новосибирской области.
Строя такие модели, ученые в первую очередь ориентируются на растительность, в которой обитают и которую едят насекомые.
Для итальянского пруса, наиболее опасного вида саранчовых в регионе, — это в первую очередь полынь, прутняк и тысячелистники (лишь когда саранчи становится слишком много и ей начинает не хватать пищи, она переключается на зерновые). Там, где есть скопление излюбленных прусом растений, велика вероятность появления вредителей в большом количестве. Такие области необходимо отметить на карте и уделять им особое внимание в дальнейшем, при прогнозировании вспышек саранчи.
«Мы выяснили, что в голубой части спектра на снимках хорошо видны места с преобладанием полыней и степного разнотравья, которые четко отличаются от занятых злаками и разнотравьем. Такие снимки можно использовать для очерчивания тех участков, где необходимо вести постоянный мониторинг численности итальянской саранчи», — отметил ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Михаил Сергеев.
В Новосибирской области прус и другие виды саранчи в основном встречаются на границе с Казахстаном и Алтайским краем. Последняя большая вспышка их численности случилась в 1999—2001 годах.
Саранча – маленький, но грозный бич человечества. Народы, занимающиеся земледелием и скотоводством, в большей степени страдали от нее еще с древнейших времен. Внешне она похожа и на других насекомых, например, на ближайшего родственника – кузнечика. Голова у нее большая, с мощными челюстями — саранча вполне может укусить.
Этот вид более приспособлен к длительным перелетам и собирается в огромные стаи до сотен миллионов насекомых. На своем пути они пожирают всю растительную пищу. Небольшая роща или поле за считанные часы будет съедена.