Потому что почти два года спустя в предновогоднем Новосибирске нашлась лишь пара изменений.
Первое произошло по инициативе губернатора Андрея Травникова. Говорят, что когда он, впервые встретив 2018-й год в Новосибирске, был удручен тусклым и непраздничным городом, то решил начать с себя. И теперь здание правительства области сияет предновогодними огнями не хуже зданий Москвы, засохшие елочки перед ним окутали симпатичные гирлянды, а на площади Свердлова больше не громоздят сборно-разборную фанерную пародию на новогоднюю ель.
И второе изменение — весьма, впрочем, сомнительное. В нынешнем году типовые поздравительные новогодние баннеры, не так уж радовавшие глаз, сменили дизайн, и не радуют еще больше. Потому как новый дресс-код баннеров больше соответствует не Новому году, а то ли белорусской «вышиванке», то ли турецкой барахолке.
А без надписи «Новый год» становится вовсе непонятно — чего это на столбе висит и зачем
Ну а в остальном в предновогоднем Новосибирске два года спустя все осталось серо и нерадостно. Те же тусклые улицы. Те же непраздничные витрины, украшением которых к Новому году прежнее руководство управления потребительского рынка мэрии Новосибирска занималось, а нынешнее — нет. Тот же господин Витухин, глава управления, крепко сидящий на своем управленческом посту и по-прежнему ратующий не за новогоднее убранство киосков малого бизнеса, а за их ликвидацию. И теперь не просто оттаскивающий ларьки с магистральных улиц на 50 метров вглубь, как два года назад. А вовсе даже их убирающий в никуда под предлогом улучшения дресс-кода города и расчистке гостевых маршрутов к МЧМ-2023.
Так что с новым тусклым Новым 2020-м годом нас, друзья.
***
До последних чисел декабря еще тлела слабая надежда, что город вдруг неожиданно раскрасится яркими огнями. На улицах и, может быть, даже в переулках засияют надписи «С Новым, 2018 годом!», зажгутся новогодние огоньки на елках у каждого магазинчика и засияют праздничные гирлянды в витринах все еще многочисленных киосков.
Ныне более-менее сияет разве что здание мэрии
Однако нет, не случилось… И если бы не рекламные баннеры, уныло бубнящие о новогодних скидках, пройдя по улицам, гость города даже бы и не догадался, что впереди у новосибирцев самый радостный и сулящий волшебные перемены праздник. Увы. Из праздничного у горожан, деловито пробирающихся по темным улицам Новосибирска, осталось только предчувствие новогоднего оливье и связанные с закупкой ингредиентов для него хлопоты. И никакого, собственно говоря, волшебства в виде его предчувствия.
… и еще скорее более, чем менее — здание правительства
Ну, разве что, как любят выражаться синоптики, «местами». Светилась елка на площади Ленина. Да еще чья-то равнодушная рука все же пошарила в закромах и раскидала по проводам обрывки новогодних гирлянд по Вокзалке как память о временах недавних праздничных ликований.
Итак, кто же должен был в городской власти создать горожанам праздничное новогоднее настроение, ориентирующее жителей на позитив с января и как минимум вплоть до судьбоносного марта этого года? Вообще-то, строго говоря, все.
Пережившая несколько экспериментальных «пешеходизаций» ул. Ленина бесконечно далека от праздничного облика
Ну а конкретно за организацию праздничного вида витрин многочисленных кафе, магазинов и киосков, ранее из года в год расцвечивавших Новосибирск новогодними огнями, традиционно отвечает управление потребительского рынка мэрии. Возглавляемое начальником Виталием Витухиным — человеком, который в 2015 году согласился с тем, что именно он будет исполнять возложенные на него обязанности.
«А что же это за обязанности?» — спросите вы. Или не спросите, но я все равно вам расскажу. Потребительский рынок Новосибирска, которым взялся управлять господин Витухин, — это городская торговля и услуги. Это рынки, ларьки, киоски, общепит всех видов. Да, еще бани и кладбища. В общем, как в известном романе, жители рождаются, чтобы покупать, пользоваться различного вида услугами, кушать и в положенное время… Впрочем, не будем о грустном в этом праздничном материале. Я только отмечу, что все эти процессы проходят под управлением господина Витухина. Вот от того, как он поуправляет, зависит, как мы в целом и будем жить.
Не так давно к его, так сказать, обязанностям прибавилась и еще одна. Очередное новшество созрело во властных структурах. Подумали там и решили: а как бы еще помочь малому бизнесу в наше стабильно трудное время? И придумали. Нужно киоски передвинуть на 50 метров от проезжей части. Гениальное решение! Вы спросите, почему на 50, а не на 55, уж чтобы наверняка! Или пуще того, можете спросить, а, собственно, почему разрешали раньше? Наивный вопрос! Дело в том, что исторически в Новосибирске все начальники департаментов и управлений обожали двигать киоски. Это для них было что-то типа глобальной игры в наперстки. Фиг угадаешь, что они в ближайшее время захотят. Уж что только не делали с этими несчастными киосками с целью помощи бизнесу последних. Как только не двигали. Те же холодильники рядом то разрешали, то запрещали, то снова разрешали. А все почему? А потому, что процесс должен идти! Тротуарная плитка возле торговых объектов. Помните? То велели положить, то заасфальтировать. Карманы парковочные из той же серии. То велели делать, то велели убрать…
Теперь вот снова киоски. И именно господин Витухин будет принимать серьезное, взвешенное и, что немаловажно, законное решение по каждому нестационарному объекту, по каждому киоску, по каждому ларьку. Сносить или НЕ СНОСИТЬ? Сказка, скажете вы, а не работа! И у сказки такой объем управленческих задач и решений…
Но тут так не вовремя — здравствуй, город, — Новый год… И надо бы киоски не жучить, а напротив — гирляндочками обвешивать для радости и светлого настроения горожан… Такого когнитивного диссонанса процесс управления потребительским рынком не вынес, и в итоге Новосибирск праздничными огнями не загорелся.
А, собственно, как же справлялись предшественники Витухина по городским ларькам и рынкам с этой ежегодной напастью? И почему город в предыдущие, стабильно тяжелые годы таки сиял, хоть иной раз и из последних сил?
Тут стоит отметить, что предшественники на посту господина Витухина по управлению потребительским рынком тоже любили управленческие процессы по перестановкам на этом рынке, начиная с Гусинобродского. Некоторые недолго. Игорь Беляков возглавил потребительский рынок в 1999 году, а застрелили его уже в августе 2001-го. Валерий Марьясов разделил судьбу предшественника в 2004-м. Евгения Ваулина собирались застрелить осенью 2016 года, но что-то там не срослось… То ли рука дрогнула, то ли патроны вышли не той системы.
В общем, незавидные в целом итоги деятельности по рулению потребительским рынком, но город-то в Новый год сиял всеми витринами субъектов этого самого рынка. А почему? Наверное, потому что, кроме решений вопросов о разрешении и запрещении чего бы то ни было, в городе на потребрынке шла еще и обычная повседневная работа. В том числе и предновогодняя.
На площади Маркса кроме этой елки, к которой и подойти-то нельзя, о празднике совсем ничего не напоминает
И занималась этой работой Татьяна Александровна Балаболова. Женщина весомых достоинств, бешеной энергии и железного авторитета в рыночно-торговых кругах. Вечный зам у всех этих вышеперечисленных замечательных людей. Татьяна Александровна была и замначальника управления потребительского рынка, и замначальника одноименного департамента, и даже некоторое время и. о. начальника. Да и не в должности дело, а в том, что она, похоже, знала в Новосибирске каждую продавщицу пирожков. Причем по имени-отчеству.
Именно Татьяна Александровна объявляла в городе конкурсы на оформление лучшей витрины к праздникам. И каждый магазин старался выглядеть лучше. И у каждого магазина зажигались гирлянды, и у каждого магазина появлялась елочка, и в каждом киоске сияли пусть простенькие, копеечные китайские, но огоньки. Вместе с витринами начинала сиять улица, а за ней и остальные, вместе с улицами город, а вместе с городом светились в праздничном настроении лица горожан.
А на Серебренниковской праздника нет совсем
Нет, я вовсе не идеализирую процесс, совсем не каждый магазин хотел тратиться на праздничное убранство. Но Татьяна Александровна так виртуозно действовала добрым словом, пряником и сопутствующим им предметами… Что, в общем, никто и не отказывался. Просто нужно было делать работу по созданию праздника в городе, и она ее делала на совесть.
Спасибо ей за это!
А вот у Виталия Витухина нет такого зама. Увы. Но зато у него есть руководитель. Александр Люлько — начальник департамента промышленности, инноваций и (что особенно прискорбно) поддержки предпринимательства.
И главное, у него время есть — ведь он возглавляет департамент промышленности, а промышленности в мэрии, как всем известно, нет. Ах, как легко и приятно возглавлять то, что чего нет! (Особенно за деньги.) И главное — как минимум треть времени остается свободной. Вот почему бы Александру Николаевичу в рамках использования этого рабочего времени и поддержки предпринимательства (согласно должностным обязанностям) не помочь было Витухину украсить к Новому году город? Причем как-нибудь инновационно. Ведь инновации — это же то, что остается в сухом остатке в деятельности департамента, если я правильно понимаю. Или нет? Или только снос нестационарных объектов?
Зато есть традиция ставить на набережной забор и брать деньги за вход на вообще-то парковую территорию!
А я прямо вижу, какое оно было бы, это инновационное поздравление. Можно даже с элементами личного пиара, народ поймет и одобрит!
Ну, во-первых, везде светло и мелькает. По небу над городом горит огромная надпись: «Начальник городского управления потребительского рынка Виталий Витухин поздравляет новосибирцев с Новым, 2018 годом!» (Дата обязательна, а то подумают, что секонд-хенд.) И еще одна (как вариант): «Александр Люлько: Желаю, чтобы все!» И вокруг загораются сердечки. Нет, звездочки или лучше снежинки. Новый год все же, зима. Сначала надпись голубая… (Ой, нет. Еще чего-нибудь подумают и обсмеют. Народ у нас такой. Лучше фиолетовая. А к утру она становится красной. Ой, нет. А то посчитают за политическую рекламу, выборы же на носу.) Пусть будет желтая. Нейтральненько. Опять же ярко.
А днем с неба спустятся сияющие гирляндами дроны. И всем молодым горожанкам купоны в спа-салоны со скидкой. А дамам постарше можно рецепты салата оливье (типа инновационные) и адреса сетевых магазинов, где ингредиенты можно со скидкой купить. (Еще и расходы на рекламе отобьются.)
В общем, если силами потребительского рынка Новосибирску не придали в Новый год праздничного вида, то хочется чего-то инновационного для города. Или вообще хоть чего-то. Кроме традиционного управленческого руления этим самым рынком магазинов, бань и погостов. Да, и сноса ларьков, как же без него, без сноса-то…
Элеонора Соломенникова
Фото: НДН.инфо (1-12), Татьяны Филатовой (13)