Оказывается, озера — это природный архив сведений об изменении природы и климата. Информация в донных отложениях хранится в виде микрочастиц, например пыльцы и угля, по которым можно реконструировать климатическую картину местности.
Наталия Рудая исследует озера юга Сибири. Палеоэколога интересует период голоцена, который начался примерно 12 тысяч лет назад (с окончанием ледникового периода; и это исследователи четко видят по изменениям донных отложений) и длится до сих пор.
«Есть специальное оборудование, представляющее собой платформу и гравитационный пробоотборник, снаряженный трубкой. Он запускается в озеро и собирает пробу со дна. Мы получаем трубку, наполненную озерными осадками», — объяснила ученый НДН.инфо.
Далее трубку везут в лабораторию, вскрывают, разрезают получившуюся «колбасу» на образцы шириной в 1 сантиметр. Потом материал подвергают радиоуглеродному датированию и устанавливают возраст пластов. А затем подвергают биологическим и геохимическим методам анализа.
«В этих образцах смотрим, какая в них содержится древняя пыльца, и делаем реконструкцию растительности в тот период. На основе этих данных рассчитываются климатические показатели — температура, среднегодовые осадки и так далее», — добавляет археолог.
В отложениях ученые находят и микрочастицы золы, которые свидетельствуют о пожарах в древности. Таким способом удалось реконструировать пожарную обстановку в Кулунде (современная территория Алтайского края) для последних 12 тысяч лет.
В тот период там были периодические степные пожары. Через какой-то промежуток времени ученые заметили, что частицы золы стали другими, и они уже свидетельствовали о том, что горели леса, и уже более интенсивно (примерно, в 550 году нашей эры).
Исследователи предполагают, что это могло быть связано с хозяйственной жизнью людей, которые начали выжигать леса для освоения новых территорий.