Дело — труба: жалует царь, да не жалует псарь

Новосибирцы судятся за право подключить загородные дома к газу.

Фото: НДН.инфо

Видите этот железный забор? Это наш. А торчащую из-за забора крышу скромненького (по нынешним временам) домика? Тоже наш. А вот забор слева, побогаче, это уже соседский. И газовая труба у забора, соответственно тоже не наша. Но, пусть она и чужая, однако вид ее нас бесконечно радовал, и вселял уверенность в будущем. В том смысле, что как только захотим в доме газ, и поднакопим денюжек, так сразу же к этой трубе и подключимся. Тем более, что президент обещал – газ будет подведен к участку каждого желающего дачника.

Но, не тут-то было. Сам этот земельный участок в дачном обществе «Электрон» (целых 15 соток), когда-то моей маме выдали на работе. Да-аавно это было. В далеких 80-х. При той еще — Советской власти. Нынешнее поколение уже и не помнит, что были времена, когда простым труженикам давали просто так землю. И много! И, еще раз повторюсь, даром.

Тем временем шли годы. Можно сказать десятилетия. Уходили старые землевладельцы. Жизнь налаживалась, народ стал жить побогаче. На месте простеньких избушек появлялись солидные коттеджи. Примерно в то же время появилась и героиня нашего повествования — газовая труба. Причем, что характерно, сразу же с газом внутри (но это тогда). Часть жителей к газу стремительно подключилась. А часть жителей, попроще и победнее, отложили это счастье в светлое будущее.

И вот мы уже в нем. До недавнего времени, чтобы подключиться к газу, достаточно было написать заявление в газораспределительную организацию ООО «АльфаГазСтройСервис», которая, собственно, и газифицировала наш поселок в 2011 году, проложив те самые заветные трубы. С обязательствами подключения, разумеется. Вот на этот-то тернистый путь подключения к трубе вступила наша соседка Наталья Титова, еще в августе 2024 года. Написав заявление о заключении договора о подключении ее дома к сети газораспределения. «АльфаГазСтрой Сервис», в свою очередь, подготовив проект договора, направил его представителю единого оператора газификации ООО «Газпромгазификация». Откуда, через месяц, получил неожиданный ответ в виде отказа в подписании договора «по причине отсутствия пропускной способности ГРС (газораспределительной системы). После чего Наталья Титова обратилась в суд.

Мы с коллегами по редакции НДН.инфо озадачились: как же так – президент поручал дачникам газ провести, труба есть, газ в ней наличествует – и решили разобраться в ситуации. Ознакомившись с предысторией дела, мы выяснили, что, согласно Правилам подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденным постановлением Правительства РФ, возможность подключения к сетям газораспределения определяет сам исполнитель, то есть ООО “АльфаГазСтройСервис”.

Наталья Титова посчитала, что её права потребителя были нарушены, ведь она заключила договор на оказание услуг, однако на этапе его подписания третьей стороной — единым оператором газификации (ЕОГ) — по сторонним причинам получила отказ. Чтобы добиться справедливости, Наталья обратилась в суд.

Она пояснила, что считает отказ неправомерным, так как для подключения дома к газу требовалась относительно небольшая мощность сетей — порядка 5 кубических метров в час. При этом ранее, когда единый оператор газификации определял максимальную пропускную способность Сети ГРС-6, ответственной за СНТ «Электрон», она оценивалась в 300 кубических метров в час.

Фото: НДН.инфо

В ходе разбирательства также выяснилось, что после того, как Наталье отказали в подключении, ЕОГ подписал договор с другим человеком, дом которого расположен в этом же СНТ. То есть единый оператор действовал по своему усмотрению в выборе объектов для газификации.

Даже с учетом возникшей ситуации дефицита газа в регионе, на момент отказа от подписания договора о подключении Натальи Титовой, согласно данным, опубликованным на официальном сайте единого оператора, пропускная возможность Сети ГРС-6 составляла 10 метров кубических в час. Получается, что при равных технических условиях одному человеку в подключении отказали, а другому его одобрили. При этом подчеркнем, что истец подала заявку на подключение раньше, так что её договор должны были рассматривать в первую очередь.

Учредитель компании “АльфаГазСтройСервис” Андрей Жулидов высказал мнение, что единый оператор газификации формально относится к расчету данных о технической возможности Сетей. Он пояснил, что, согласно опубликованным данным, этот показатель составляет порядка 10 кубов для каждой Сети. Однако все же каким-то образом ЕОГ проводит газификацию промышленных предприятий, где речь идет об объемах, оцениваемых в тысячи кубов.

Кроме того, Жулидов обратил внимание на то, что единый оператор газификации также должен публиковать меры, которые он предпринимает, чтобы решить ситуацию дефицита газа. В противном случае следует, что такие мероприятия и вовсе не предусмотрены, а значит, ждать изменений не приходится.

К слову, Наталья Титова оказалась не единственной пострадавшей. В похожую историю попал Антон Галицын, который хотел подключить к газу дом, расположенный в том же СНТ, что и у нашей героини. ЕОГ также отказал ему в подключении, мотивировав это отсутствием пропускной способности сети.

После этого Галицын обратился с жалобой в Новосибирское УФАС, утверждая, что единый оператор газификации превысил свои полномочия, тем самым нарушив правила порядка подключения. В связи с этим он потребовал антимонопольный орган возбудить дело об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ против ООО «Газпром газораспределение Томск» (представитель ЕОГ на территории Новосибирской области). Ему в этом отказали, сославшись на отсутствие достаточных данных, указывающих на нарушение закона. Свои суждения антимонопольный орган аргументировал тем, что правила подключения не содержат прямого запрета ЕОГ по отказу или возврату проекта договора исполнителю, а значит, все законно.

Пострадавший обратился в суд. В ходе заседания сторона защиты Галицына настаивала, что антимонопольный орган во время проведения проверки не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть заявление Галицына. Так, защита обратила внимание на то, что, ЕОГ имеет право отказать в заключении договора только в том случае, если это не нарушает интересы самих граждан. Однако от этого решения в первую очередь пострадал сам Галицын, который не смог подключить дом к газу.

Такая вот странная ситуация. И президент поручил Газпрому газифицировать желающих дачников. И десятки миллиардов кубов добываемого газа должны были высвободиться после прекращения экспорта в Европу. И труба – вот она. И люди готовы платить Газпрому деньги. А структура Газпрома эти деньги отпихивает, при этом по своему усмотрению решая: кому газ дать, а кому нет, несмотря на президентское поручение. История прямо по пословице – жалует царь, да не жалует псарь.

Судебные рассмотрения продолжаются. В чью пользу будут приняты решения  – покажет время, редакция НДН.инфо будет продолжать следить за развитием событий.

Элеонора Соломенникова

Светлана Малахова

Exit mobile version