Тайна жетона из Коя: как семья из Новосибирска пыталась найти родственника в Партизанском районе

Партизанский район Красноярского края стал местом переплетения судеб многих людей. И именно здесь спустя десятки и более лет ищут свои корни семьи.

Фото: Надежда Еремина Коллаж: НДН.Инфо

Удивительная история произошла более 10 лет назад в деревне Кой и до сих пор ждёт своего продолжения. Она связана с памятью сельского старосты по фамилии Иванов.

В поисках семейной истории

В 2015 году в Кой приехал микроавтобус с новосибирскими номерами. Семья из западносибирского региона искала в тайге Партизанского района упоминания о своем предке — сельском старосте с редкой фамилией Иванов. Дело в том, что в ней было ударение на «а».

«Семья искала дом, где жил их прадед и прапрадед. Только знали, что он жил здесь в XIX веке. У них была карта, которую им передал их предок. К сожалению, тогда не смогли найти никакой информации, а архивы не сохранились», — рассказала председатель организации «Союз Творческих Лидеров «Три сферы» Надежда Ерёмина.

Не добившись результата, новосибирцы уехали. А уже спустя некоторое время при вспашке огорода местные жители нашли на месте предполагаемого дома Иванова жетон сельского старосты.
История таинственного жетона и его владельца остается загадкой. Даже старожилы Коя признались, что они даже не слышали о том, что здесь было в царские времена и кто жил.

Кто носил жетон сельского старосты

И если судьба старосты Иванова пока остается предметом поисков краеведов, то обнаруженный нагрудный знак, который он, скорее всего, носил, представляет исторический интерес. Так, на жетон нанесена дата: 19 февраля 1861 года. Из школьного курса истории можно вспомнить, что это — дата отмены крепостного права в России.
Хотя, согласно многим историческим документам, в Сибири почти не было крепостничества, реформа Александра II стала толчком к изменениям во всей империи. И, в частности, к развитию института сельских старост. Старосты были и раньше, но после 1861 года они стали не просто лидерами крестьянской общины или исполнители воли барина, как в Европейской части, а в некотором роде низшими чиновниками, у которых был весьма широкий круг обязанностей и полномочий. Например, они должны были следить за дорогами, мостами, земельными участками.

Также старосты должны были следить за порядком в учебных заведениях и даже имели функции правоохранителя. Как гласит закон, освобождающий крестьян от крепостного права, сельский староста должен: «Задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров и представлять их земской полиции для дальнейшаго распоряжения; распоряжаться подачею помощи в чрезвычайных случаях, как например: при, пожарах, наводнениях, повальных болезнях, падеже скота и других общественных бедствиях, немедленно извещая волостнаго старшину, а в случае надобности — донося прямо и полиции о важнейших происшествиях в сельском обществе; в случае совершения преступления, делать предварительное дознание, задерживать виновных и охранять следы преступления до прибытия земской полиции или судебнаго следователя ».

В книге «Административное положение русского крестьянина» говорится, что селяне не особо стремились идти в старосты. И не очень любили активных земляков, которые метили на эту должность — боялись, что такие «прожектёры» разрушат устоявшийся уклад сельской жизни.
В связи со всем вышесказанным рождается одна из загадок жетона. Становится непонятным, когда Иванов из Коя получил должность и соответствующий знак, а также как долго он работал на посту. По словам руководителя архива администрации Партизанского района Екатерины Мольник, самые ранние документы, находящиеся на хранении, относятся к 1930-м годам. Не факт, что сельский староста царского времени был ещё и долгожителем, при этом не оставив о себе памяти в деревне.

При этом среди известных первопоселенцев Коя Иванов не числится. Из открытых источников, в том числе публикации «Вместе с Вами» можно узнать имена жителей деревни начала XX века: Николай Клявин, Иосиф Янпавль и Анс Вищинский. Также можно найти упоминания переселенцев по столыпинской реформе — семьи Лазуткиных и Черниковых.

Возможно, Иванов был старостой деревни Зарзуби, существовавшей ранее на месте деревни Кой. Тогда историческая картина могла бы немного проясниться. Но лишь немного.

Тайны природного парка

История этих мест уходит корнями гораздо глубже XIX века. А в XVI-XVIII веках эти земли контролировали енисейские киргизы, собиравшие дань с местных племён и платившие, в свою очередь, монгольским алтын-ханам и джунгарам.

На скалах реки Мана обнаружены древние петроглифы, выполненные охрой. По данным кандидата исторических наук Александра Заики, эти наскальные рисунки датируются периодом от 3 тыс. лет до н.э. до 1 тыс. лет н.э., что делает их древнейшими в Саянском поясе Минусинской котловины. Среди изображений — богиня Ымай, покровительница женщин и детей у тюркских народов, особо почитаемая в соседней Хакасии.

Сегодня древние петроглифы находятся под угрозой исчезновения: они осыпаются, покрыты лишайниками и современными надписями. Важный вклад в их сохранение внёс художник Владимир Капелько, разработавший метод копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу.

Для охраны природных комплексов и культурного наследия создан природный парк «Койское Белогорье». И если древние символы и биосферное многообразие теперь под защитой государства, то малоизвестные факты из истории Коя могут быть безвозвратно утеряны. Чтобы это исправить, редакция «Вместе с Вами» направила запрос в государственный архив Красноярского края, чтобы найти зацепки о сельском старосте Иванове. Если о нем обнаружится хоть какая-то информация, мы сообщим в следующих выпусках. Возможно, его потомки вновь вернутся в Кой и узнают больше о предке.

Ранее мы писали про то, как анестезиолог-реаниматолог из Новосибирска путешествует на велосипеде. Он проехал 4500 км по Сибири и Алтаю! Велопутешествия помогают врачу бороться с выгоранием.

Владислав Пирогов (Газета «Вместе с Вами», Красноярский край)

Exit mobile version