В Новосибирске создали Центр активного долголетия: какие перемены ждут пожилых новосибирцев

— Проделана большая работа: сформировано новое штатное расписание. Фактически мы уже объединили три коллектива. Вместе с тем мы понимаем, что получатели услуг наших Центров, а теперь и единого Городского Центра активного долголетия, реабилитации — люди зачастую очень тревожные. Поэтому мы постарались сохранить максимум существующих традиций. Реорганизация прежде всего предполагала именно административные изменения, направленные на реализацию программы роста.

Так, Центры «Обские зори» и «Лунный камень» по своей сути оказывали однотипные услуги. Это социально-оздоровительные центры, санатории с круглосуточным пребыванием. «Обские зори», обладающие важным инструментом реабилитации — природным фактором — остались оздоровительным Центром со стационарным проживанием. У нас есть задача усилить здесь медицинскую базу, сделать ее еще более привлекательной. Также планируем оснащение Центра современным оборудованием, не хуже, чем у передовых санаториев Новосибирской области.

Основные перемены коснулись Центра «Лунный камень». В отличие от «Обских зорь» он находится в городской черте. Это одно из преимуществ, почему мы поменяли концепцию «Лунного камня». Мы хотим постепенно, в течение первого полугодия этого года, перевести его на полустационарный режим работы, то есть когда люди приходят на несколько часов, не более четырех, учитывая возраст наших граждан, получают медицинские, психологические услуги. Также будет отдельное направление по организации активного социального досуга. Соседство с дендропарком позволит нам реализовывать интересные программы, направленные не только на активный отдых, но и в вовлечение граждан в совместные партнерские проекты и мероприятия. Стационарный режим ограничивал «Лунный камень» 55 койкоместами. И мы были, безусловно, связаны наличием этого коечного фонда, а очереди у нас достаточно серьезные. Теперь, когда мы не будем привязаны к койкоместам, мы сможем работать в две смены — кому-то удобна первая половина дня, кому-то вторая. В итоге мы получим возможность существенно расширить спектр услуг, сервисов и увеличить количество охваченных услугами Центра граждан. Возможно, мы частично сохраним стационар, не исключаю возможности заездов выходного дня — лечебная база «Лунного камня» позволяет организовать семейные заезды, получить медицинские услуги, отдохнуть.

У нас накоплен свой уникальный опыт, но с целью обучения и обмена опытом мы также посещали подобные передовые площадки, которые существуют у нас в России, а также знакомились с международным опытом. И вот этот передовой опыт мы хотели бы учесть в развитии нашего единого Центра.

— Центры помощи пожилым новосибирцам департамента по социальной политике известны своими цифровыми наработками, позволяющими определить определенный набор услуг в зависимости от категории, или «типа» получателя.

— Какую ключевую задачу ставит департамент по социальной политике? У нас почти 300 тысяч пенсионеров. По сути, это население крупного города. В рамках системы долговременного ухода, когда проведена типизация, выявлено, что пожилые люди нуждаются в комплексной постоянной поддержке. Созданная база знаний в департаменте о получателях услуг и наш опыт дает понимание, как выстроить комплексную модель работы и какие услуги они должны получать. Идеал для нас — это возможность для каждого жителя Новосибирска получить так называемый цифровой социальный паспорт, когда каждый человек от рождения до момента ухода из жизни будет иметь такую системно обновляющуюся шкалу, где мы будем понимать — в каких услугах он нуждается в конкретный момент времени.

— А какие типы помощи существуют?

— Есть нулевая группа — это какие-то легкие отклонения, практически всегда связанные только с возрастным фактором. В данном случае речь идет скорее о перспективах войти в более тяжелое состояние, причем неожиданно. А последняя, пятая группа — это человек, который нуждается в постоянном уходе. Соответственно, для каждой группы существует свой набор или пакет услуг. И вот, что важно, учреждения департамента по социальной политике могут охватить все пять групп пожилого населения. В целом центры могли охватить все группы и до реформы, но в новых реалиях количество, качество и вариативность услуг будут существенно выше.

— А чтобы картина была полной, необходима единая база единого учреждения?

— Да. Более того — мы планируем работать через единое окно, чтобы человек уже звонил нашим специалистам, и мы бы вырабатывали маршрут — куда его необходимо направить — в «Лунный камень» или «Обские зори».

Когда мы знаем, что этот человек в нашей базе, мы тут же понимаем — в каких услугах он нуждается, знаем, какие изменения могут произойти в ближайшие годы в связи с процессом старения. И все это будет в единой базе данных, что увеличит и скорость оказания услуг, и их качество.

Но самое главное — это организация системы долговременного ухода. Не оздоровили человека в «Лунном камне» и забыли, а человек остается у нас на контроле. Работа через единое окно поможет организовать маршрутизацию пожилого человека. Это один из принципов программы «Старшее поколение».

Важный аспект — когда появляется возможность вариативности через одно окно, разные люди могут пользоваться услугами разных учреждений. Увеличится как количество самих услуг, так и число их получателей. Дублирующие функции исчезнут, что очень важно для учреждений такого типа. Единая база сделает доступ к услуге каждому нуждающемуся гражданину проще и быстрее.

— А как человек попадает в систему такого долговременного ухода? Сам, его приводят родственники или же специалисты учреждений департамента сами ищут нуждающихся в помощи?

— Система долговременного ухода предполагает выявительный принцип. Хотя и заявительный никто, конечно, отменять не собирается. Проводится социальная диагностика, которая предполагает несколько маршрутов. Это здоровое питание, досуговая деятельность, оздоровление, формирование условий для ментального благополучия и физической активности. Человек проходит осознанную перезагрузку и учится управлять своим здоровьем. Обновляет принципы своего отношения с миром, взаимодействия с экосистемой и с самим собой. Задачи соответствуют национальной цели повышения качества и продолжительности жизни людей.

Также планируется приобретение нового медицинского оборудования уровня самых высококачественных санаторных комплексов, которые как раз работают на реабилитацию и активное долголетие. Это и магнитотерапия, и баротерапия, и кинетотерапия, флоатинг, нейроинтерфейсы. Обычно все это либо недоступно большинству наших граждан, либо стоит очень дорого.

— Расскажите именно об административной сути реформы. Как изменилось штатное расписание?

Перемены в основном коснулись административного персонала и руководящего состава. Он стал более компактным, оперативным в управлении и в принятии решений. Был проведен детальный анализ всех штатных расписаний, например, вакантные ставки во всех центрах были сокращены, а где-то были добавлены дополнительные кадровые ресурсы для развития.

Директора Центров стали руководителями филиалов. Реформа позволила им обрести гораздо большую свободу от административных функций, которые отнимают в любом учреждении весомый ресурс. Это значит, что на новом этапе работы больше сил получится направить на развитие и повышение качества социальных услуг Центра активного долголетия.

Что касается непосредственно профильных специалистов и рядовых работников, то здесь о сокращениях речь не шла вообще. Потому что, например, «Обские зори» — удаленный объект, сформировать там штат — задача непростая.

— А зарплата у людей изменилась?

Да, изменилась в большую сторону. Более того, в едином центре у всех специалистов в равной должности — равная заработная плата, поэтому у кого-то она вырастет не только на плановые 8-15 процентов, а даже больше, чтобы прийти к общему знаменателю.

Все перемены, которые сейчас происходят в учреждениях, работающих с людьми пожилого возраста и людьми с инвалидностью, направлены на улучшение качества и увеличения продолжительности жизни людей.

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version