Во вторник, 28 июня, депутаты государственной думы приняли поправку в закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В частности, закон обобщает разрозненные положения в отношении иноагентского статуса и вводит единый реестр иноагентов (сейчас их 4).
Ранее для признания иноагентом суду требовался факт иностранного финансирования, теперь иностранными агентами предлагают признавать юридические или физлица, а также иностранные организации и общественные объединения (без оформления юрлица) также и в случае:
- Ведения информирующей или политической деятельности под «иностранным влиянием» или при получении зарубежной поддержки.
- Целенаправленного сбора информации о военно-технической деятельности РФ
- Финансирования вышеперечисленной деятельности
Иноагентами не могут признавать органы публичной власти РФ, партии, госкорпорации, религиозные объединения, объединения работодателей и законно зарегистрированные торгово-промышленные палаты.
Дополнительно поправка уточняет перечень «иностранных источников». Это иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, государства и их органы власти, а также иностранные источники без образования юрлица.
Также авторы законопроекта предлагают ограничить инвестирования иноагентами в компании обороны и безопасности РФ. При итоговом принятии, поправка вступит в силу с 1 декабря 2022 года.
Новые поправки расширяют ограничительные меры для иноагентов. Они не могут получать финансовую помощь от государства, им запрещено преподавать в государственных и муниципальных учебных заведениях, а также заниматься просветительской деятельностью, участвовать в покупке товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Иноагенты также не могут проводить ряд экспертих — антикоррупционную и государственную экологическую.
В начале июня НДН.инфо узнал у экспертов в области образования, истории, политологии и права, что значит новая поправка о иноагентах, чем может обернуться и что в этой истории можно считать «хорошей новостью» для сограждан.