fbpx

На главную

облачно с прояснениями
В Новосибирске
0oC


Самое вредное из времен

Watch 25 января 2017 • Публикации

Действующее в Новосибирске постоянное летнее время ученые назвали наибольшим злом из возможных, с точки зрения здоровья человека. Вспомнили про разговоры о страданиях коров от перевода стрелок часов дважды в год и падение надоев, объяснив экономические показатели плохой организацией труда, а саму «коровью» аргументацию — желанием решить сиюминутные потребности за счет здоровья людей.

Вопрос времени не закрыт

В июле 2016 г. после кампании, стартовавшей годом ранее с подачи двух представителей алтайских вузов Александра Каплинского и Романа Неприятеля, на «постоянное летнее время» перешла Новосибирская область. Последней из западносибирских регионов.

Как оказалось, новосибирские политики выбрали худшее из возможных в наших широтах временных установок. Худшее для человека. Экономика не очень-то заметила. Стало даже лучше. В области, например, прибавилось туристов, отметила ведущий преподаватель MBA Высшей школы бизнеса НГУЭУ Светлана Петухова, обнаружив здесь некую связь с лишним светлым часом в вечернее время, в том числе и не радующей солнечными днями зимой.

А вот медики и биологи предложили вернуться к вопросу о времени. О чем сообщили на круглом столе, посвященном жизни региона после очередной смены часового пояса. Ученые настаивают: биологические ритмы человека привязаны к световому дню и зависят от него. Долгое ожидание рассвета в утренние часы и необходимость просыпаться в темное время суток приводят к дисбалансу временных установок человека и ухудшению состояния здоровья.

«Анализ научной литературы говорит о том, что на первом месте по уровню вредности стоит круглогодичное «летнее время» (…) Такое время выглядит оптимальным для людей, не страдающих проблемами с утренним пробуждением зимой. И именно группа таких людей протолкнула решение (о переходе на постоянное «летнее время»). Они провели хорошую кампанию, в отличие от тех, кто когда-то ратовал за круглогодичное «зимнее время», — отметил замдиректора по науке и лечебной работе НИИ физиологии и фундаментальной медицины Константин Даниленко.

Он рассказал, что в настоящее время группа новосибирских ученых проводит исследование о влияния суточных ритмов на человека. Итоги этой работы будут подведены в апреле, а в мае можно было бы вернуться к обсуждению проблемы времени.

Страдают не коровы,

Заведующий отделением генетики животных и человека Института цитологии и генетики СО РАН Михаил Мошкин считает необходимым вернуться к практике ежегодного перехода на «летнее» и «зимнее» время.

«Научной проблемы здесь нет. А то, как мы действуем, определяется уровнем квалификации тех, кто принимает решения (…) Очень важным элементом регуляции суточных ритмов является секреция гормона шишковидной железы — мелатонина. У всех видов животных он в наибольшем количестве вырабатывается в темное время суток. А с восходом солнца он отключается. Для того, чтобы подавить ритм мелатонина нужно не меньше 2000 lux. Лампа дневного света дает около 200 lux. Вот и представьте, как себя чувствует организм, который вынужден просыпаться и идти на работу в темное время суток. Здесь может помочь светобудильник. А еще, поскольку время восхода солнца меняется в течение года, переход времени хотя бы на один час — хорошее подспорье», — считает ученый.

С ним в целом согласен и Даниленко. «В нашем часовом поясе можно переводить стрелки. Это было бы хорошее решение, но не в конце марта. А, например, в начале мая. Перевод стрелок трудно переносится школьниками», — объяснил он.

Кроме того, продолжил Михаил Мошкин, несколько странным выглядит тот факт, что разница между Москвой и Новосибирском составляет 4 часа, а между Москвой и Владивостоком, где разница по меридиану втрое больше, — 7 часов. По его мнению, необходимо возвращаться к трехчасовой разнице.

«В Харбине, который далеко на востоке от нас, разница с Москвой 5 часов. А в Саппоро, что еще восточнее Владивостока, — 6 часов. В Саппоро сегодня солнце взошло в семь часов утра. Дети идут в школу по солнцу…», — отметил Мошкин.

В ЕС, напомнил он, часы переводят. И также вспомнил историю с коровами и надоями, которые якобы страдают от того, что переводятся стрелки часов. Об этом, отменяя сезонные переходы на «летнее» и «зимнее» время говорил на тот момент президент России Дмитрий Медведев. Мошкин показал таблицу, доказывающую, что вопреки переводам стрелок часов в ЕС надои молока там значительно выше, чем в России.

«Румыния, Болгария, Греция имеют такие же показатели, как и мы. Но молока много получают там, где умеют нормально работать. А те, кто работает из рук вон плохо, получают как у нас», — добавил он.

«Нужно принимать разумные решения и не заниматься заморачиванием головы», — заключил ученый.

По словам руководителя лаборатории патогенеза соматических заболеваний НИИ экспериментальной и клинической медицины Юрия Николаева, есть данные официальной статистики, которые говорят, что сезонный перевод часов приводит к росту смертности и заболеваемости в первые дни после такого перехода. «Но окончательно влияние перевода часов на организм человека не изучено», — добавил Николаев.

Мошкин, возражая коллеге, заметил, что исследование медицинского эффекта от перевода стрелок часов обойдется в миллионы долларов, а в областном бюджете таких денег нет. А пока таких исследований нет, заявления о стрессах и взрывах от часового сдвига времени — это только разговоры.

а люди!

Профессор кафедры физического образования и рекреации Сибирского института управления – филиала РАНХиГС Сергей Казначеев отметил, что все наши многочисленные «декреты о времени» связаны с тем, что побеждает «тактический подход». А человек остается винтиком в машине.

«Человек выступает жертвой догматической установки, говорящей о том, что все должны работать на благо государства. Лучше работай, мы тебе автомат дадим и т.д. Все наши разговоры и научные дискуссии упираются в это противоречие. Как медик и биолог, убежден — если мы приближаем организм к природным ритмам, то всегда выигрываем. Человек живет дольше. Около 70% олимпийцев, к примеру, проживают всего 60-65 лет. Слишком большая трата ресурса», — заключил Казначеев.

Минздрав, увы, своего представителя на этот научный диспут не делегировал.

История с отменой перехода на «летнее» и «зимнее» время показала, что оптимальнее для большинства людей механизма, никто пока не предложил. Ведь, пожив в постоянном «летнем» времени, большая часть нашей страны перешла на постоянное «зимнее» время, объявив на самом высоком уровне, что вот теперь точно всем будет хорошо. Но всем хорошо так и не стало. Затем уже на региональных уровнях люди стали жаловаться на слишком ранние восходы и закаты солнца летом. И тогда было решено вернуться на постоянное «летнее» время. Дожив до очередной зимы, многие осознали, что начало светового дня в 9-10 утра — не самое приятное ощущение. Выходит, что «зимнее» время неудобно всё лето, а «летнее» — всю зиму. А переводы стрелок часов неудобны только два раза в год и, как правило, не больше недели весной и недели осенью.

Павел Быковских
Фото: Life-List.ru

Правила комментирования
комментарий...
Авторизация ( Регистация )
Написать сообщение как гость
Загрузка... Новые комментарии через 00:00.
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 1
  • Евгений · 10 мес. назад
    Самый вредный из людей -
    Это Каплинский-злодей,
    Вот уж врун искусный,
    Жаль, что он невкусный!
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 1
  • За поясное время! · 3 г. назад
    Верните в Новосибирск поясное время! Чтобы по утрам зимой было светло!!! Сегодня 26 января, в 8 утра, когда большинство едут на работу, идут в школу, а дети ещё раньше 8 ч - в детсад, на улице кромешная ночь! Это издевательство!!! И геноцид! Невозможно жить в эту зиму, постоянно хочется спать, никакие светлые вечера не радуют невысыпающихся детей и людей!!! ВЕРНИТЕ ПОЯСНОЕ ВРЕМЯ!!! Туристы приехали и уехали в свои места с нормальным природным временем (Москва и др. регионы), а нам здесь жить, работать, детям - расти. Но жизнь не радует, одна сплошная усталость!!! ВЕРНИТЕ ПОЯСНОЕ ВРЕМЯ!!!
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • Адвокат Терразини · 3 г. назад
      Кто у нас продвигал вечнозимнее время? Отставной военный моряк из Петербурга, капитан 1 ранга в отставке назвал себя "Комитетом по восстановлению в России жизни по поясному времени". В начале января 2013 года в одной из статей он придумал, что от перевода часов в год умирает 150 тысяч человек. Сам же сказал, что это только его предположения. Так что спокойно мог бы и 500 тысяч написать. Наконец, он выдал, что сборная России по футболу проиграла на Евро-2012 из-за того, что игроки недосыпали 2 часа ежедневно. Вот и подумайте, а кто судьи, кто вынес приговор летнему времени.
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • Адвокат Терразини · 3 г. назад
      Как же достали с этой зимой! Кроме зимы больше мы не живем? Только зимним утром?
      Зима на то и зима, что мало света.
      Наплевать, что летом солнце светит ночью, а вечером бесконечные потемки? Вот это и есть геноцид - отнять Солнце у людей и заставить спать при его свете.
      Какие это "природные" ритмы" - ночью создавать искусственную темноту с помощью толстой светонепроницаемой ткани на окнах, а вечером жить при искусственном освещении?
      Если и говорить о светлом утре зимой, то только о сезонном переводе. Но не с мая, а как раньше.
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • Зачем? · 3 г. назад
      Геноцид был при старом времени, люди света белого не видели. А сейчас после работы светло, хорошо. А утром у нас при любом времени зимой темно.
      • Этот комментарий ещё не опубликован.
      • Share 0
      • патамучта · 3 г. назад
        Ложь! Видели люди свет, а вечером свет несвойственен, тем более в зимний период. В Новосибирске, летом, солнце заходило после 21 часа, заря была после 22 ч. теперь в 23.
        • Этот комментарий ещё не опубликован.
        • Share 0
        • Зачем? · 3 г. назад
          Почему это зимой вечером свет не свойственен, а утром должен быть?
          И вы нам не рассказывайте, мы здесь живём и знаем, как было в прошлую зиму и как в эту. Люди рады и довольны, что наконец то к нам вернулось нормальное время.
          В Братске почти так же, но люди живут и довольны и менять ничего не хотят.
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • Олег · 3 г. назад
    А я считаю, что тема совсем даже не закрыта! Даешь сезонные переводы! Какого хрена ночь продлевать до позднего утра, когда у нас по полгода зима и солнце раз в месяц выглядывает между снегопадами!?
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • Яков · 3 г. назад
      [quote name="Олег"]А я считаю, что тема совсем даже не закрыта! Даешь сезонные переводы! Какого хрена ночь продлевать до позднего утра, когда у нас по полгода зима и солнце раз в месяц выглядывает между снегопадами!?[/quote]
      Из-за комфорта своей зимней спячки хочешь всему остальному населению области испортить весну, лето и осень??
      • Этот комментарий ещё не опубликован.
      • Share 0
      • Олег · 3 г. назад
        А вы себя за все остальное население не выдавайте. Я говорю о переводах. Потому что - это идиотизм при столь существенных природных сдвигах закатов и восходов солнца не обращать на них никакого внимания и жить, будто у нас вечное лето!
        • Этот комментарий ещё не опубликован.
        • Share 0
        • Яков · 3 г. назад
          [quote name="Олег"]А вы себя за все остальное население не выдавайте. Я говорю о переводах. Потому что - это идиотизм при столь существенных природных сдвигах закатов и восходов солнца не обращать на них никакого внимания и жить, будто у нас вечное лето![/quote]
          А что, до 1993 года жили и не вымерли при таком времени, население увеличивалось (не оспорите!) и никто на эту тему не возбухал, это сейчас поколение пепси стало изнеженное.
          • Этот комментарий ещё не опубликован.
          • Share 0
          • патамучта · 3 г. назад
            МСК +4 является для Новосибирска летним - сезонным временем. Для интереса хотя - бы посмотрите историю перевода стрелок в Новосибирске.
            • Этот комментарий ещё не опубликован.
            • Share 0
            • Зачем? · 3 г. назад
              Сами бы посмотрели прежде чем писать такое. Для Новосибирска родное время UTC+4, он всегда было. есть и будет.
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • Зачем? · 3 г. назад
      Согласен, на лето надо ещё на час перевести, а зиму оставить как сейчас. Отличная зима была, с работы выходишь ещё светло.
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • Яков · 3 г. назад
    Гаденькая статейка уровня жёлтой прессы. Неймётся местным Выбегаллам, продолжают баламутить общественное мнение своими прожектами. Время у нас вполне нормальное. Наелись досыта ярким солнечным светом в полчетвёртого ночи и ранней темнотой. Новосибирску - только UTC+7 постоянно, как компромисс возможна сезонка.
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • Павел · 3 г. назад
      Очуметь. Т.е. набор мнений докторов наук - это в вашем понимании желтая пресса?!
      • Этот комментарий ещё не опубликован.
      • Share 0
      • Зачем? · 3 г. назад
        Кто там доктор наук и каких?
        • Этот комментарий ещё не опубликован.
        • Share 0
        • Яков · 3 г. назад
          [quote name="Зачем?"]Кто там доктор наук и каких?[/quote]
          Докторов астрологических наук? Ещё хиромантов, жаль, не пригласили. И Василису Володину.
        • Этот комментарий ещё не опубликован.
        • Share 0
        • Павел · 3 г. назад
          © "Не читал, но осуждаю", да? Ну я вам помогу:

          "заместитель директора по науке и лечебной работе НИИ физиологии и фундаментальной медицины, д.м.н Константин Даниленко,
          - руководитель лаборатории патогенеза соматических заболеваний НИИ экспериментальной и клинической медицины, д.м.н. Юрий Николаев,
          - заведующий отделением генетики животных и человека Института цитологии и генетики СО РАН, д. б. н Михаил Мошкин,
          - профессор кафедры физического образования и рекреации Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, д.м.н. Сергей Казначеев"
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • Виктор 2 · 3 г. назад
      Всё правильно - и никаких компромиссов! Тему нужно закрыть, за неповиновение-расстрел на месте.
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • Зимнее время · 3 г. назад
    [quote name="Зачем?"]Почему это зимой вечером свет не свойственен, а утром должен быть?
    И вы нам не рассказывайте, мы здесь живём и знаем, как было в прошлую зиму и как в эту. Люди рады и довольны, что наконец то к нам вернулось нормальное время.
    В Братске почти так же, но люди живут и довольны и менять ничего не хотят.[/quote]
    Иди нахуй!
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • Александр · 3 г. назад
    http://voshod-solnca.ru , полдень астрономический 13:41:50 время местноеl
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • Александра · 3 г. назад
    Коммерческие интересы Даниленко, который пропихивает на рынок "световые будильники " налицо! Он ни перед чем не остановится и будет всеми правдами и неправдами протаскивать +3МСК! Кто бы сомневался в этом! Он будет собирать "круглые столы" с проверенными людьми, он будет подтасовывать "исследования" которые никто не проводил. Проверьте пожалуйста ту контору, где он "работает". Где осталось три колеки, там ну просто масштабные "исследования" ведутся! Можете мне поверить! :lol: :sad:
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • Олег · 3 г. назад
      Ну ничоси три калеки:

      "Институт создан в 1967 году. В его составе научные лабораторий и клиника психосоматического профиля (см. структуру НИИФФМ)
      В Институте работает более 200 человек, в том числе 24 доктора наук (среди которых 2 академика РАН) и 37 кандидатов наук"

      http://physiol.ru/

      Алексдра-то у нас соврамши...
      • Этот комментарий ещё не опубликован.
      • Share 0
      • Адвокат Терразини · 3 г. назад
        Есть такой доктор биологических наук Михаил Борисенков. Работает в Коми. Он недавно в зарубежном научном журнале написал, что провел исследования на Севере, что особенно из-за манипуляций со временем пострадали жители Воркуты. Простите, но Воркута почти на 2 часовых пояса отстает от Москвы, а время одно. Полдень там был в 2011-2014 в 11:43 - поясное время. При этом он пишет про "постоянное летнее время". Так что наличие степени и звания не всегда означает объективность мнения того или иного деятеля.
        • Этот комментарий ещё не опубликован.
        • Share 0
        • патамучта · 3 г. назад
          Отстаёт или опережает? Вы уж определитесь, обычно восточные регионы опережают по времени Москву. Там солнце восходит раньше.
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • Зимнее время · 2 г. назад
    [quote name="Олег"]А чего это вы, поборник утренней тьмы, ругаетесь? Не выспались поди?[/quote]
    Я сторонник зимнего времени.
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • За поясное время! · 3 г. назад
    Ученые давно доказали, что биоритмы человека регулируются только чередованием свет/тьма. Никаким социальными ритмами организм человека не регулируется, поэтому это бред про полдень в 14 часов. Из-за такого неправильного времени, когда человек должен вставать до рассвета, болезни человечества только множатся, психика страдает, агрессия увеличивается. Что и наблюдаем у массы людской толпы.
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • Зимнее время · 3 г. назад
    Только бездельники радуются тому что теперь утром темно а вечером светло.
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • Каа · 3 г. назад
    Реклама светобудильников :lol: :lol: :lol: :lol:
    Здоровье тут обсуждают шарлатаны, которые с минздравом ничего общего не имеют. Может сантехников позовете
  • Этот комментарий ещё не опубликован.
  • Share 0
  • Зачем? · 3 г. назад
    Прочитав данную статью возникло два вопроса.
    1) Сколько часов спали 46 исследуемых? Написал. что вставали в 6 и 7 утра. но нет информации во сколько ложились и сколько часов спали.
    2) Где посмотреть данные официальной статистики на которую ссылаются "эксперты".
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • Дремота · 3 г. назад
      Сколько спали? У всех сон разный. Мне к примеру, 8 часов за глаза, 6 маловато, но суть одна - вставать проще, когда солнце в глаза светит.
      Я то думаю, чтож не высыпаюсь, в этом сезоне... Вспомнил - стрелки перевели. Вертайте все взад! Пожалуйста...
      • Этот комментарий ещё не опубликован.
      • Share 0
      • Зачем? · 3 г. назад
        А вы прошлую зиму вставали с рассветом? Завидую вам. А я. как и большинство людей нашего города, вставали в 6, а в это время всегда темно было.
        А вопрос про то сколько спали задавался для выяснения чистоты эксперимента.
        • Этот комментарий ещё не опубликован.
        • Share 1
        • Дремота · 3 г. назад
          Хорошо, перефразирую. Не вставать, а пробуждаться проще, когда на улице не затянувшаяся ночь. В том то и дело - организм у всех разный. Но какого... надо было что-то менять? Вот - умные люди говорят, что не полезно это.
          • Этот комментарий ещё не опубликован.
          • Share 0
          • Зачем? · 3 г. назад
            Хорошо поправили. пробуждаться при свете зимой, это вроде как ещё раньше, чем вставать. Вам получается надо зимой в 5 рассвет?
            А другие умные люди сказали, что жить по зимнему не полезно. (кстати, а кого из этой компании вы считаете умным?)
            • Этот комментарий ещё не опубликован.
            • Share 0
            • Дремота · 3 г. назад
              Нет, наоборот)) Встать можно хоть в 5, хоть в 4, хоть в 6. А организм пробуждается дальше. И вот приходит человек на работу - темнота, наслаждается светом от лампочки... Красота. :zzz Как и школьник. Как и водитель.
              А с умными людьми сложно все, много их. Повторяю - нефиг было дергать стрелки. Это я, как "непризнанный диванный гений", говорю)
              • Этот комментарий ещё не опубликован.
              • Share 0
              • Зачем? · 3 г. назад
                Приходит на работу, темнота. Сидит в офисе при лампочке. Зато домой идёт ещё светло, а не как в прошлом году тоже по темноте. Так что хорошо, что перевели.
            • Этот комментарий ещё не опубликован.
            • Share 0
            • патамучта · 3 г. назад
              Да ладно флудить, всё равно Новосибирск уйдёт из красноярского времени, вернётся в свой - новосибирский часовой пояс +3. Кому не нравится, лечите свои нервы.
    • Этот комментарий ещё не опубликован.
    • Share 0
    • патамучта · 3 г. назад
      1) Во первых это эксперты, а не группа активистов обманом и ложью переведшая Н-ск в красноярское время.
      2) Где посмотреть данные официальной статистики на которую ссылаются активисты жизни на 2 часа вперёд, о пользе подъёмов за 4-5 часов до восхода солнца? Или теперь не специалистов слушают а активистов?
      • Этот комментарий ещё не опубликован.
      • Share 0
      • Зачем? · 3 г. назад
        1) Вопрос был задан сколько спали. а не кто эти люди.
        2) В статье приводится данные, что есть данные официальной статистики, где они?
        С удовольствием посмотрю на ответы на эти вопросы, а не на ваши домыслы.
Происшествия

Новости партнеров

Общество
Политика
  • Андрей Травников: Нужно работать не для отчета, а для каждого конкретного жителя Новосибирской области
    В Новосибирской области необходимо выводить на качественно новый уровень взаимодействие представителей власти и жителей региона. Губернатор Андрей Травников особо подчеркнул важность обратной связи с новосибирцами при реализации национальных проектов: представителям…
    Опубликовано Четверг, 27 февраля 2020 17:43
  • Думе предложено объявить 22 апреля выходным днем
    Объявить среду, 22 апреля 2020 года, нерабочим днем предложено Государственной Думе. В этот день предполагается провести голосование по изменениям Конституции.
    Опубликовано Четверг, 27 февраля 2020 15:32
  • «Выборы — это конкурс красоты среди уродов»
    Несмотря на то, что решение об отмене выборов в горсовет Новосибирска по партийным спискам было принято две недели назад, страсти вокруг этого вопроса не утихают и сегодня. Впереди новая нарезка…
    Опубликовано Четверг, 27 февраля 2020 13:54
  • Депутаты обсудили последствия отмены партсписков на выборах в горсовет
    Круглый стол, посвященный поправкам в Устав Новосибирска, меняющим правила игры перед выборами в городской совет в сентябре 2020 года, состоялся в Пресс-клубе Новосибирского союза журналистов. Депутаты горсовета и Заксобрания, представляющие…
    Опубликовано Среда, 26 февраля 2020 15:57
  • Дмитрий Савельев: «Право на жизнь без мусора имеет каждый»
    Власти Новосибирской области вынуждены признать, что реализация «мусорной реформы» в регионе во многом пробуксовывает, особенно в сельских территориях. Однако Дмитрий Савельев, депутат Госдумы от ЛДПР, убежден: если федеральный закон предписывает…
    Опубликовано Среда, 26 февраля 2020 13:25

Новости партнеров

ТВНЕДЕЛЯ
Наука
  • Ученые нашли останки Тунгусского метеорита на дне озера
    С помощью рентгенофлуоресцентного анализа удалось найти микрочастицы предположительно внеземного происхождения на дне озера Заповедное в районе катастрофы.
    Опубликовано Среда, 26 февраля 2020 21:52
  • Создана вакцина против китайского коронавируса
    Власти Китая заявили о создании вакцины против уханьского коронавируса. Об этом в понедельник, 24 февраля, сообщил посол Китая в России Чжан Ханьхуэй.
    Опубликовано Понедельник, 24 февраля 2020 17:45
  • Молодая француженка пересчитает снежных барсов на Алтае
    Студентка Сорбонны Майлис Мулин отправилась в горы Алтая, чтобы пересчитать всех снежных барсов, что водятся в этих местах. В полевой экспедиции она проведет около двух недель.
    Опубликовано Пятница, 21 февраля 2020 12:54
  • Доисторическую саламандру нашли в Сибири
    Палеонтологи обнаружили останки древней саламандры при раскопках в районе села Никольское в Красноярском крае. Амфибию назвали в честь одного из российских ученых, сообщила пресс-служба Санкт-Петербургского государственного университета.
    Опубликовано Четверг, 20 февраля 2020 11:25
  • Элементы для компьютерного мозга создали в Новосибирске
    Группа ученых новосибирского Академгородка разработала приборы для компьютера, работающего по принципу человеческого мозга.
    Опубликовано Среда, 19 февраля 2020 17:45