Вопрос времени не закрыт
В июле 2016 г. после кампании, стартовавшей годом ранее с подачи двух представителей алтайских вузов Александра Каплинского и Романа Неприятеля, на «постоянное летнее время» перешла Новосибирская область. Последней из западносибирских регионов.
Как оказалось, новосибирские политики выбрали худшее из возможных в наших широтах временных установок. Худшее для человека. Экономика не очень-то заметила. Стало даже лучше. В области, например, прибавилось туристов, отметила ведущий преподаватель MBA Высшей школы бизнеса НГУЭУ Светлана Петухова, обнаружив здесь некую связь с лишним светлым часом в вечернее время, в том числе и не радующей солнечными днями зимой.
А вот медики и биологи предложили вернуться к вопросу о времени. О чем сообщили на круглом столе, посвященном жизни региона после очередной смены часового пояса. Ученые настаивают: биологические ритмы человека привязаны к световому дню и зависят от него. Долгое ожидание рассвета в утренние часы и необходимость просыпаться в темное время суток приводят к дисбалансу временных установок человека и ухудшению состояния здоровья.
«Анализ научной литературы говорит о том, что на первом месте по уровню вредности стоит круглогодичное «летнее время» (…) Такое время выглядит оптимальным для людей, не страдающих проблемами с утренним пробуждением зимой. И именно группа таких людей протолкнула решение (о переходе на постоянное «летнее время»). Они провели хорошую кампанию, в отличие от тех, кто когда-то ратовал за круглогодичное «зимнее время», — отметил замдиректора по науке и лечебной работе НИИ физиологии и фундаментальной медицины Константин Даниленко.
Он рассказал, что в настоящее время группа новосибирских ученых проводит исследование о влияния суточных ритмов на человека. Итоги этой работы будут подведены в апреле, а в мае можно было бы вернуться к обсуждению проблемы времени.
Страдают не коровы,
Заведующий отделением генетики животных и человека Института цитологии и генетики СО РАН Михаил Мошкин считает необходимым вернуться к практике ежегодного перехода на «летнее» и «зимнее» время.
«Научной проблемы здесь нет. А то, как мы действуем, определяется уровнем квалификации тех, кто принимает решения (…) Очень важным элементом регуляции суточных ритмов является секреция гормона шишковидной железы — мелатонина. У всех видов животных он в наибольшем количестве вырабатывается в темное время суток. А с восходом солнца он отключается. Для того, чтобы подавить ритм мелатонина нужно не меньше 2000 lux. Лампа дневного света дает около 200 lux. Вот и представьте, как себя чувствует организм, который вынужден просыпаться и идти на работу в темное время суток. Здесь может помочь светобудильник. А еще, поскольку время восхода солнца меняется в течение года, переход времени хотя бы на один час — хорошее подспорье», — считает ученый.
С ним в целом согласен и Даниленко. «В нашем часовом поясе можно переводить стрелки. Это было бы хорошее решение, но не в конце марта. А, например, в начале мая. Перевод стрелок трудно переносится школьниками», — объяснил он.
Кроме того, продолжил Михаил Мошкин, несколько странным выглядит тот факт, что разница между Москвой и Новосибирском составляет 4 часа, а между Москвой и Владивостоком, где разница по меридиану втрое больше, — 7 часов. По его мнению, необходимо возвращаться к трехчасовой разнице.
«В Харбине, который далеко на востоке от нас, разница с Москвой 5 часов. А в Саппоро, что еще восточнее Владивостока, — 6 часов. В Саппоро сегодня солнце взошло в семь часов утра. Дети идут в школу по солнцу…», — отметил Мошкин.
В ЕС, напомнил он, часы переводят. И также вспомнил историю с коровами и надоями, которые якобы страдают от того, что переводятся стрелки часов. Об этом, отменяя сезонные переходы на «летнее» и «зимнее» время говорил на тот момент президент России Дмитрий Медведев. Мошкин показал таблицу, доказывающую, что вопреки переводам стрелок часов в ЕС надои молока там значительно выше, чем в России.
«Румыния, Болгария, Греция имеют такие же показатели, как и мы. Но молока много получают там, где умеют нормально работать. А те, кто работает из рук вон плохо, получают как у нас», — добавил он.
«Нужно принимать разумные решения и не заниматься заморачиванием головы», — заключил ученый.
По словам руководителя лаборатории патогенеза соматических заболеваний НИИ экспериментальной и клинической медицины Юрия Николаева, есть данные официальной статистики, которые говорят, что сезонный перевод часов приводит к росту смертности и заболеваемости в первые дни после такого перехода. «Но окончательно влияние перевода часов на организм человека не изучено», — добавил Николаев.
Мошкин, возражая коллеге, заметил, что исследование медицинского эффекта от перевода стрелок часов обойдется в миллионы долларов, а в областном бюджете таких денег нет. А пока таких исследований нет, заявления о стрессах и взрывах от часового сдвига времени — это только разговоры.
а люди!
Профессор кафедры физического образования и рекреации Сибирского института управления – филиала РАНХиГС Сергей Казначеев отметил, что все наши многочисленные «декреты о времени» связаны с тем, что побеждает «тактический подход». А человек остается винтиком в машине.
«Человек выступает жертвой догматической установки, говорящей о том, что все должны работать на благо государства. Лучше работай, мы тебе автомат дадим и т.д. Все наши разговоры и научные дискуссии упираются в это противоречие. Как медик и биолог, убежден — если мы приближаем организм к природным ритмам, то всегда выигрываем. Человек живет дольше. Около 70% олимпийцев, к примеру, проживают всего 60-65 лет. Слишком большая трата ресурса», — заключил Казначеев.
Минздрав, увы, своего представителя на этот научный диспут не делегировал.
История с отменой перехода на «летнее» и «зимнее» время показала, что оптимальнее для большинства людей механизма, никто пока не предложил. Ведь, пожив в постоянном «летнем» времени, большая часть нашей страны перешла на постоянное «зимнее» время, объявив на самом высоком уровне, что вот теперь точно всем будет хорошо. Но всем хорошо так и не стало. Затем уже на региональных уровнях люди стали жаловаться на слишком ранние восходы и закаты солнца летом. И тогда было решено вернуться на постоянное «летнее» время. Дожив до очередной зимы, многие осознали, что начало светового дня в 9-10 утра — не самое приятное ощущение. Выходит, что «зимнее» время неудобно всё лето, а «летнее» — всю зиму. А переводы стрелок часов неудобны только два раза в год и, как правило, не больше недели весной и недели осенью.
Павел Быковских
Фото: Life-List.ru
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!