Краткая история одного долгостроя
Напомним, у новосибирского долгостроя с самой сложной и длительной историей было несколько волн обманутых дольщиков. Часть из них, около 500 человек, создали ЖСК и рассчитывают за счет считающихся свободными 230 квартир достроить объект. Всего, по оценкам начальника департамента строительства мэрии Алексея Кондратьева, нужно около 800 млн рублей. Пока есть только 60 млн за счет продажи участка компании «Энергомонтаж» в Калининском районе. За эту сумму новый генподрядчик «СМУ-9» должен закрыть контур объекта, чтобы можно было «уходить в зиму».
Но на эти квартиры претендуют те, кто заключал предварительные договоры с теперь уже бывшим генподрядчиком ООО «СтройЦентр». Таких, по разным оценкам, от 70 до 200 человек. У них нет договора долевого участия (ДДУ), а значит, и формального права на оплаченную жилплощадь. Власти предлагают им решение — подписать соглашение, получить статус обманутого дольщика и ждать своей очереди на получение жилья в фонде, который возводится в рамках закона о масштабных инвестпроектах. Несколько десятков человек согласились на такие условия. Остальные не желают больше ждать и готовы на самые крайние меры.
Затянувшийся переезд
«Мы как на работу в составе созданной рабочей группы ходили в минстрой — два раза в неделю. Там нам предлагают создать ЖСК и доказать, что мы являемся пострадавшими. Доказывать это можно не один год. Первая волна обманутых дольщиков согласилась с созданием ЖСК после голодовки в 2011 г. Они доплачивали по 7 тысяч рублей за квадрат. Всего собрали 20 млн рублей. С тех пор они лежат на депозите у застройщика ЖК — ООО «Баутехник-Т». И он их в стройку не вкладывает. Мы требуем оформления ДДУ», — сказала корреспонденту НДН.инфо одна из участниц голодовки Лариса Масловская.
Она, инструктор ЛФК, назначена на время бессрочной голодовки ответственным за медицину:
«Мы оплатили свои квартиры полностью. Но застройщик решил зачесть работы частично. И получилось, что вместо 40 тысяч рублей за «квадрат» нам зачли по 14-17 тысяч рублей за «квадрат». За такую сумму нельзя даже панельный дом построить».
Пенсионерка Ольга Судатова ранее работала в фирме, занимающейся оптово-розничной торговлей стройматериалами. Ее сын продал квартиру-студию в микрорайоне «Чистая слобода», которую получил по расселению из аварийных домов, и в 2016 г. вложил деньги в студию площадью 30 кв. м в доме на Тульской, 82. Он хотел переехать в место с хорошей транспортной доступностью, объяснила женщина:
«Прокурор на личной встрече нам объяснила, что можно и без создания ЖСК обойтись. Реальнее будет заменить генподрядчика (в отношении ООО «СтройЦентр» возбуждено уголовное дело. Решено, что вместо него работы будет вести «СМУ-9» — ред.). Но для того, чтобы «СМУ-9» включило нас в стройку, региональный минстрой должен выделить ему участок земли. Но не выделяет. «Энергомонтажу», чтобы тот достроил долгострой на ул. Мясниковой, выделил участок по соседству. ООО «Баутехник-Т», который 10 лет не может достроить дом, опять минстрой дал денег — 60 млн рублей из федерального бюджета. Минстрой всем готов помочь. Но только не «СМУ-9».
Во время забастовки велась онлайн-трансляция происходящего. «Оператор» Сергей Кошкаров, сотрудник ТЭЦ-2, так и не может дождаться переезда своих родителей из Казахстана в Новосибирск. В январе 2015 г. его родители продали квартиру на малой родине, в Казахстане, и вложили вырученные с продажи 2 млн рублей в однокомнатную квартиру площадью 50 кв. метров в долгострой на ул. Тульской. Вместо переезда ближе к сыну они теперь вынуждены снимать квартиру в Казахстане:
«Я в Новосибирске с 2011 г. Мы с женой живем в общежитии. Буду брать ипотеку. Опять придется рисковать — в новостройку вкладываться. На другое денег не хватает».
Соседи по несчастью
В стороне от 15 голодающих ЖК «Тульская» в одиночном пикете стояли две обманутых дольщицы еще одной новосибирской так и не построенной высотки на ул. Гоголя.
Виктор Лучкин (директор и совладелец ООО «Олимпийский», застройщик ж/к «Три богатыря» — ред.) постоянно контактировал с дольщиками, часто приглашал их на собрания, где рассказывал, как ведется работа, и показывал план реализации поэтажного строительства. Но спустя время все вложившие в этот дом поняли, что завтра слишком долго не наступает.
Пенсионерка Наталья Богомазова, ранее работала бухгалтером, продала квартиру, которая ей досталась по наследству. Вырученные деньги ее два сына вложили в строящиеся дома:
«Один дом в Дзержинском районе, на ул. Гоголя (ЖСК «Три богатыря») до сих пор не построен — только в фундамент сваи забыты. Туда вложено 1 млн 560 тысяч рублей. И второй дом в Ленинском районе на ул. Связистов частично построен, но заморожен. Туда 1 млн 350 тысяч рублей вложено».
Пенсионерка Любовь Ермакова, работала бухгалтером в закрытой столовой № 7 при МВД, рассказала, что ее дочь вынуждена с двумя детьми жить на съемной квартире:
«Я продала квартиру, которую унаследовала от бабушки, отдала деньги дочери. Она еще добавила материнский капитал и в 2014 г. вложила в дом на ул. Гоголя (ЖСК «Три богатыря»).
Обманутые дольщики намерены стоять близ здания облправительства не на жизнь, а на смерть:
«Мы будем стоять до конца, нам все равно жить негде. Или добьемся решения по поводу выдачи нам ДДУ, или так и будем здесь голодать, пока кто-то из нас не умрет».
Эльвира Корченко
Фото автора
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!