Имя есть, конторы нет
Чуть больше года назад новосибирцы высказались однозначно за переименование расположенной рядом с набережной и автовокзалом Южной площади в площадь инженера Будагова. Площадь в итоге переименовали. Но на этом признание заслуг одного из первых руководителей строительства моста через Обь инженера Григория Будагова перед городом закончилось.
Совсем рядом с площадью — дорожной развязкой — находится постройка. Это ровесница города — контора, возведенная для администрации строящегося железнодорожного моста через Обь. Участок для здания был приобретен Григорием Будаговым. Дом признан памятником архитектуры регионального значения. Пару лет назад в мэрии говорили, что решают вопрос о выкупе оказавшегося частично в частной собственности здания, чтобы его отреставрировать и разместить в нем музей «Городское начало».
Но и сегодня контора инженера Будагова находится, мягко говоря, в удручающем состоянии. Вокруг бурьян. Кое-где сквозь траву пробивается конопля. Чтобы пробраться во двор, нужно преодолеть заросли полыни и внимательно смотреть под ноги. Иначе рискуешь наступить на осколки стекла или что-нибудь острое.
Да и во дворе памятника, исторического наследия города, зрелище не из лучших. Почерневшие, но кое-где сохранившиеся резные наличники на окнах. Напротив дома сломанная лавочка и свалка, на которой покоятся обломки досок, изделия из пластика и почему-то новые разноцветные носки. А сквозь заросли полыни кое-где пробиваются дикие цветы. Окна без наличников заколочены досками. В так называемые подъезды страшно зайти.
Народная тропа не заросла
В доме слышны голоса. В присутствии корреспондента НДН.инфо представитель правопорядка обходит здание и обнаруживает если на завсегдатаев, то уж точно искавших место переночевать и от души заложить за воротник. Сначала из дома через окно вышел человек в бейсболке и с рюкзаком. «Мы с братаном зашли переночевать», — коротко пояснил он, вернулся искать своего собутыльника и пропал.
Появились «квартиранты» лишь после настойчивых требований полицейского. За тем, что в бейсболке, шел второй, с сумкой через плечо. А первый держал в руках початую полуторалитровую бутыль с мутной жидкостью. Оба с мощным амбре…
Ставить забор нельзя — украдут
Доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ Владимир Сорокин рассказывает, что в те далекие времена, когда строился железнодорожный мост через Обь, Большевистская носила название Трактовой. А люди именовали ее Будаговской. И Новосибирск, а тогда — Ново-Николаевск — начинался именно с этого штаба стройки.
«Он (Будагов) не только управлял строительством моста и нашего прекрасного города, но и заботился об образовании. Вместе с другими неравнодушными людьми организовал первую городскую школу, в которой могли учиться дети рабочих, трудившихся на строительстве железнодорожной переправы», — рассказывает культуролог.
По его словам, мэрия заплатила большие деньги владельцам дома, выкупая его по частям, и всерьез разрабатывает проект музейного квартала.
Было бы здорово — по одну сторону Большевистской (со стороны набережной) расположено старинное здание землеуправления. Да и сама набережная вскоре обретет новый вид. По другую могла бы расположиться отреставрированная контора инженера Будагова. Однако сам памятник медленно, но верно угасает от капризов погоды и нашествий людей без определенного места жительства. На нем нет даже таблички, напоминающей о его славной истории.
«Были разговоры о том, чтобы хотя бы поставить вокруг дома забор. Ответили, что ставить его нельзя, украдут же, — констатирует Сорокин. — Я в какой-то мере даже сочувствую бомжам — откуда им знать, что это один из важнейших памятников города. Я не знаю, почему им не занимаются управление по госохране, Музей города Новосибирска, которому памятник должен отойти после реконструкции».
При нынешних аппетитах застройщиков мероприятие сложное, но стратегическое — отстоять дом, по-умному его законсервировать, считает Сорокин. И, по крайней мере, вырубить кустарник и деревья, из-за которых его практически не видно и которые делают его привлекательным для бездомных. Сейчас же для них тут просто малина, уверен доцент НГПУ.
На сегодня перспективы у памятника две. Одна — быть отреставрированным и увековечить имя отца города Будагова. Вторая менее радостная, вернее, безрадостная. Памятник снесут, а на его месте возведут торговый центр или жилую высотку… Ну а нынешним постояльцам хоть в первом, хоть во втором случае придется искать себе для ночлега другую контору.
Алексей Ротарь
Фото: НДН.инфо
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!