Привет из прошлого
Семья Якуненко живет в самом центре современного города. Но условия, в которых обитают люди, больше подходят не XXI веку, а началу прошлого столетия. Юлии Николаевне 80 лет. У нее нет горячей воды, в туалет она ходит в соседнее здание за 20 рублей в месяц. Также, по ее словам, пенсионерка не получает льгот, положенных людям ее возраста. Сноха Юлии Николаевны Вера Якуненко, активная женщина, живет в таких же условиях без каких-либо очевидных перспектив на улучшение ситуации. Износ дома, по словам экспертов, составляет уже больше 80%. Проще говоря, он разваливается. Однако по документам это здание, в котором в общей сложности проживает семь семей, не относится к ветхим или аварийным.
«Мы каждый в своей квартире стараемся делать ремонт, — рассказывает Вера Якуненко. — Крышу накрыли. Как можем, всё делаем. Всё за свой счет. Но дом разваливается. Например, лестница у нас вообще рухнула, мы ее сами сколотили как смогли».
Квартиры в этом деревянном здании выдавал своим работникам находившийся неподалеку химзавод. Условия уже тогда были не самыми лучшими. Жители рассказывают, что «удобства» стояли во дворе, центрального отопления не было. Люди топили обычные дровяные печи. Потом они своими силами провели к дому трубы с горячей водой. Но это уже было тридцать лет назад.
Вера Якуненко продолжает: «В этом году у нас прорвало трубу с горячей водой. Нам не под силу ее починить, поэтому с весны мы живем без горячей воды, нагреваем тазики и чайники. Но куда бы мы ни обращались, нам везде отвечают, что есть собственник, который должен все это решать».
Однако собственник, некое ООО «Девелопер 154», по словам жильцов, ничего не решает. И речь не только о горячей воде, но в целом о судьбах обитателей дома. Без собственника здания люди не могут в нем прописаться, получить льготы, отдать ребенка в школу по месту жительства. А началось все это 14 лет назад.
Сомнительная сделка
Дом на Октябрьской, 6, числился на балансе новосибирского Облпотребсоюза аж с 1926 г. В 2003-м эта организация обратилась в суд, чтобы подтвердить свое право собственности на объект. После этого здание продали компании ООО «РОМБПРИС», а жильцам придали статус обременения. При этом цена договора составила всего 5000 рублей!
Жители говорят, что понятия не имели об этой сделке. Однако был один момент, с которого, можно сказать, и начались их проблемы. Вера Якуненко вспоминает, что еще до суда к ним пришли юристы из Облпотребсоюза и предложили подписать некие бумаги, очевидно, доверенности на представительство в суде. Взамен им пообещали квартиры в новых домах. Люди подписали бумаги, но новое жилье им никто не дал.
Были и другие сомнительные моменты в суде и последовавшей за ним продаже дома. Александр Бакаев, член Общественного экспертного совета при мэрии Новосибирска по вопросам градостроительства, рассказывает: «Интересно, что один человек попытался приватизировать здесь квартиру еще до всех этих судов и сделок. Ему сказали: «Извините, износ дома 75%, он аварийный». А когда Облпотребсоюз забрал всё по суду, по документам износ стал 63%. Внезапно состояние дома значительно улучшилось за несколько месяцев! Далее некая фирма приобретает здание за 5000 рублей. Вряд ли участок столько стоит. Здесь больше 600 квадратных метров земли. Участок не самый большой, но это самый центр. Земля здесь золотая».
Кто владеет домом
За эти годы дом на Октябрьской, 6, сменил нескольких владельцев. Его постоянно перепродавали, причем цена сделки каждый раз возрастала. Так, в 2006 г. его купил у «РОМБПРИС» некий Михаил Андрусов за 2 млн рублей. Затем он продал объект нынешнему собственнику, ООО «Девелопер 154», уже за 50 миллионов! Интересно, что все компании, судя по выпискам из ЕГРЮЛ, так или иначе связаны с Андрусовым. Например, директор нынешнего собственника — Светлана Михайловна Андрусова…
О том, что здание кому-то продано, жильцы узнали только через несколько лет после первой сделки. Юлия Якуненко, 80-летняя жительница дома, вспоминает: «Самого собственника я один раз только видела. Примерно в 2006 г. он пришел с каким-то адвокатом и потребовал, чтобы жители платили ему по 8000 рублей с квартиры. А я тогда получала пенсию всего 4500!». Ее сноха Вера добавляет: «Он пришел и сказал: «Я ваш хозяин, это мой дом, вы мне будете платить деньги». Мы все отказались и больше его не видели, на связь он не выходил».
Однако нельзя сказать, что собственник с тех пор не вмешивается в жизнь обитателей Октябрьской, 6. Анджелика Чернявская, адвокат калининской коллегии адвокатов, поясняет: «Собственник теперь периодически подает в суд о выселении жильцов, но суд ему отказывал. Однако в этом году на последнем заседании суд удовлетворил его требование и из одной квартиры жильцов выселили. И эта эпопея всё продолжается. Мне кажется, он (собственник) придумал такой способ терроризировать жителей — постоянно подавать на них в суд в надежде, что те или сдадутся, или умрут, или нервный срыв у них случится».
Бесполезная борьба
«Когда я узнала о продаже дома, то пошла в Облпотребсоюз за домовой книгой, — говорит Вера Якуненко. — Там мне показали документ, что отдали книгу некому Куликову под расписку. А кто этот Куликов, мы понятия не имеем. Поэтому не можем теперь найти никаких концов. У нас не получается оформить справки, льготы, потому что, если куда-то обращаешься за этим, требуют выписку от домоуправления. Но Андрусов же нам ничего этого не дает».
В итоге на Октябрьской, 6, многие сейчас живут даже без прописки. Ее не удается оформить после продажи дома в 2003-м году.
Кроме того, долгое время люди не могли оплатить услуги ЖКХ. Взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями должен был собственник. Жители рассказывают, что перечисляли ему деньги за коммуналку, но он не внес их на счет «ресурсников». Таким образом, на доме повис долг в 70 тысяч рублей за теплоснабжение. К счастью, на данный момент людям удалось заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями напрямую.
По словам Ивана Черных, юриста, представителя жильцов дома, куда только люди не обращались. «Писали депутатам, мэру, прокуратуре, — перечисляет Иван. — В ответ шли отписки. Например, из прокуратуры ответили, что все документы уничтожены в связи с давностью дела».
На свои, журналистские, запросы в мэрию Новосибирска и областную прокуратуру автор получил похожие реакции. Из городской администрации ответили, что «ООО «Девелопер 154» как единоличный собственник жилого дома № 6 на ул. Октябрьской в силу закона является лицом, ответственным за содержание указанного жилого дома и несет бремя расходов по нему. Соответственно, вопросы, связанные с проведением ремонтных работ помещений указанного дома, заключения договоров с подрядными организациями входят в компетенцию ООО «Девелопер 154».
Представители областной прокуратуры написали коротко: «В результате ряда сделок дом и земельный участок перешли в собственность физического лица. Оснований для оспаривания сделок не усмотрено». Новосибирский Облпотребсоюз на запрос не ответил вообще.
Пути решения
В мае этого года проблема дома на Октябрьской, 6, внезапно вышла в публичное пространство. О ситуации заговорили новосибирские СМИ. Общественники стали добиваться создания рабочей группы для решения проблемы.
Александр Бакаев объясняет: «Мэрия утверждает, что она ничего тут не может сделать. Но на самом деле, если сильно захотеть, механизм найдется. Для начала нужно создать рабочую группу и выработать технологию решения вопроса. Законный способ, как убрать собственника, существует. У нас есть жилищная инспекция. Здесь нарушений можно на миллионы находить и каждый раз штрафовать, банкротить собственника. После чего мэрия выкупает это здание и по программе расселения из ветхого и аварийного жилья расселяет людей».
В начале октября после нескольких попыток рабочую группу удалось создать. В нее вошли представители жильцов, общественники, чиновники. Несмотря на то что, по словам участников, ожидания теперь позитивные, прямого решения этой проблемы нет.
«Мэрия не может взять и волевым актом отобрать эту землю, — говорит Бакаев, — Признать жилье аварийным тоже невозможно сразу. Поэтому нам сообщили представители мэрии, что они организуют встречу с собственником. Вероятно, ему предложат выкупить объект. Если собственник не пойдет на мировую, варианты будут лежать в плоскости тех законов, которые можно применить. Но в конечном счете участок все равно отойдет к мэрии. Ситуация в любом случае решится по закону. Но теперь зависит от собственника, будет ли это по-плохому или же по-хорошему».
Илья Кудинов
Фото: Илья Кудинов (1), Ильнар Салахиев (2, 3)
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!