На днях Виталий Витухин, начальник управления потребительского рынка мэрии Новосибирска, часто моргая глазами, но отводя их в сторону, сказал горожанам, что у них отобрали баню. А вскорости отберут и остальные. Почему бани? Потому что в нашем городе (в нашем доме) больше ничего толком и не осталось. Вот и тащат последнее. Как алкоголик, выносящий на продажу последние ботиночки младшего сына.
Концессия. Новосибирцы уже невольно вздрагивают, когда слышат это слово, ставшее в последнее время символом чего-то неприличного. Слишком много копий переломано вокруг него. И вот теперь концессия добралась до бани, фактически, можно сказать, «до мышей». Почему? Да потому, что строительство все того же моста или мусорных полигонов в заповедных местах — это самый высокий, практически поднебесный по доходам уровень. А тут, на местах в городе, и крыша пониже, и дым пожиже. Одно слово — банька. А послал баньку в концессию начальник этих самых городских бань и всего потребительского рынка Виталий Витухин. Причем сам сознался на весь Новосибирск — ошиблись мы, и теперь ходить вам ближайшие 35 лет в баню на Каменской за четыре цены, а мы пока еще пару бань в концессию сдадим. Для пущего удовольствия.
Нечистая сила
Все дело в том, поведал Витухин, что бани в хозяйстве «Сибирячка» старые, и, к слову сказать, в данном случае против истины не погрешил. Поскольку все последние мэры как-то не особо озабочивались постройкой общественных бань. А зачем? Ведь, по их мнению, у всех горожан есть ванны. Строили городские бани в Новосибирске начиная с 37 года. И они исправно служили горожанам для целей поддержания здорового духа в теле. Входили они в муниципальное объединение «Сибирячка» и как-то потихоньку служили для благости народной.
Только вот ведь проблема — ремонтировать их у «Сибирячки» сил не было. Да и откуда им взяться, если пар, мыло да мочалка для горожан обходятся банному хозяйству в 260 рублей за час, а брать с новосибирцев больше 210 рублей ему, хозяйству, не дозволяется. Пенсионерам и вовсе можно помыться за 105 рублей. Город компенсирует баням эту ценовую разницу, но не более того. Почему нельзя было немного приподнять тарифы, для меня лично отдельная загадка. Полтинник в час горожане как-нибудь бы достали из кармана, если бы стоял выбор — полтинник либо просто бани лишиться.
Однако такого выбора новосибирцам никто не предоставил. Не припоминаю я такого референдума. Вопрос решили быстро и по-простому. Бани отдать. Причем без всяких экспериментов. Сразу на 35 лет. Отдали не так, чтобы совсем даром. А за ремонт. Готовое, эксплуатируемое здание нужно было, что называется в народе, «подшаманить». Плиточка, крантики. Новые тазья и шайки. Собственно, все это и сделали. Но как-то уж очень дорого. На круг вышло за семидесятку на квадратный метр. За эти деньги можно не только ремонт сделать. Можно жилье в готовом доме купить. Причем в хорошем месте. И это с учетом того, что дом строится с нуля. А тут, на Каменской, и свет к бане подведен, и вода исправно текла не первое десятилетие. И стены стояли. Да еще какие стены!.. А земля? Земля под баней, которую выкупать не нужно? Так что, как я выше сказала, за такие деньги можно было построить дом.
Но можно сделать и ремонт. Вот концессионеры и сделали. Впрочем, на бывшей банной крыше предприимчивые владельцы надстроили еще один этаж. С фасада видны маленькие окошечки небольших каморок, смешно похожих на «нумера». Нет, разумеется, никаких номеров в «Сандунах» нет, а вот массажные кабинеты — есть. А еще есть ресторан, спа-салон и Банный клуб. Всего появилось порядка 1 000 квадратных метров дополнительной полезной площади, и еще большой вопрос, кому же по условиям концессии эти площади принадлежат. И почему концессионер неожиданно для всех вложил в реконструкцию 100 лишних миллионов. И не совсем понятно, кто же в конечном счете будет платить за этот банкет, если эту переплату концессионер выставит мэрии в судебном порядке? Ведь схема расходов на реконструкцию непрозрачна, и, возможно, эти 100 миллионов ушли на постройку данного этажа, который еще непонятно, кому принадлежит.
Впрочем, помимо новых крантиков и этажа, на стенах «Сандунов» появились рисованные картинки. Вот тут сложно что-либо сказать об их стоимости. Все зависит от того, кто расписывал. Рядовой студент художественного училища или будущий Рафаэль. И возможно, через пару веков новосибирцы сделают эти картинки основным источником дохода для города, показывая иностранным туристам стенные росписи, как в Римском лупанарии. Так либо иначе, тем или каким-либо иным способом, но обосновывать свои расходы концессионерам, возможно, придется.
Дело в том, что неравнодушные новосибирцы, ощутив всю абсурдность концессии по Каменской бане, обвинили господина Витухина в личной корыстной заинтересованности. О чем и написали заявления в прокуратуру и, что несколько неожиданно, в ФСБ.
Жалобы в новосибирскую прокуратуру с некоторых пор, по моему личному убеждению, являются просто лишней потерей времени. Тем более что господином Витухиным она уже интересовалась без каких-либо виденных последствий. Весной прошлого года Витухина уже проверяла городская прокуратура. Доброжелатели нашли у чиновника доли в частных фирмах — ООО «ТД «Адалит» и ООО «НЮЗ «Адалит». А совладельцем действующего бизнеса муниципальному служащему быть запрещено. Проверка публично-негативных последствий для Витухина не имела.
А вот письмо со второй жалобой оставляет надежду хоть на какой-либо вразумительный ответ. Потому что ФСБ — это некий аналог советского спортлото из известной песни, куда люди обращаются в случае полного разочарования найти хоть проблески справедливости. Итак, о чем же речь в письме? А пусть это пока останется загадкой. Ведь вопросы в нем поставлены абсолютно конкретные, и интересно будет процитировать их именно в контексте с ответами. Если ответ из уважаемой организации, конечно, последует.
Кстати, дорогое удовольствие
Так или иначе, бани на Каменской, а теперь «Сандуны. Сибирь» уже принимают посетителей. Правда, уже не по 210 рублей за час, а по 600 рублей в первом разряде и по 800 — в высшем. Причем минимальное время посещения — два часа. Можно, конечно, помыться и за час, но заплатить все равно придется за два. Есть вариант подешевле. Но исключительно в неудобное для большинства время. А чего так дорого, спросите вы? Так, а как же роспись, лепнина, новая плитка, бренд, наконец? Концессионер пришел не столько ремонт в бане сделать, сколько денег заработать. Нормальное желание для частной организации.
Да только почему он это делает на территории городской бани? Почему не купит землю, не построит собственное здание? Почему ради получения бизнесом прибыли новосибирцы должны теперь платить три-четыре цены за те же самые услуги? Да, стало красивее. Но мыло, мочалка, чистота воды и гигиена помещений там были и прежде. И многим этого вполне хватало. А главное — привлекала цена.
Справедливости ради в бане на Каменской обещают льготный день в неделю. Правда, всего один. В ранее отданной в концессию бане на ул. Объединения таких дней, например, четыре.
А Витухин, не краснея и даже не розовея от стыда за проделанную «работу», в эфире федерального телеканала заявляет: «Есть как положительный, так и отрицательный опыт. Ни одна следующая баня не будет уходить с таким текстом концессионного соглашения».
«Выходит, ошибочка вышла», — скажет, округлив глаза, редкий телезритель, еще сохранивший способность цензурно выражаться. И теперь в ближайшие 35 лет привыкшим ходить в баню на Каменской новосибирцам копить придется уже не опыт, а деньги на ее посещение. Не исключено, что через несколько лет выражение «иди в баню!» жителями центра Новосибирска будет трактоваться как пожелание достатка.
Казус руководителя
Но самое интересное — а действительно ли банное хозяйство города находится в столь плачевном состоянии, что его нужно срочно отдавать в концессию? Вопрос оценки состояния бань «Сибирячки» в декабре 2017 года стал предметом скандала, на фоне которого уволили директора хозяйства Ивана Кравченко. Коллектив пытался отстоять своего руководителя и даже написал письмо главе региона.
Сотрудники рассказали о налаженном при Кравченко процессе ремонта, насколько хватало денег и своих сил, городских бань, а также предысторию увольнения бывшего начальника «Сибирячки», которому, согласно тексту письма, было сначала поручено узнать рыночные цены на обследование техсостояния шести бань, а затем за один день заключить договор. Кравченко пытался объяснить, что нужно не меньше 30 дней на проведение торгов и деньги из городского бюджета. Ему указали на конкретную фирму, которая готова была провести за меньшую сумму и без торгов, но только визуальное обследование. Кравченко отказался и 29 декабря был уволен по инициативе работодателя.
А в начале января Виталий Витухин, накопив опыта, снова объявил о сдаче городских бань в концессию. Причем теперь сразу парами. Первая пара на выход из банного хозяйства — № 25 (ул. 25 лет Октября в Калининском районе) и № 23 (ул. Вересаева, 2б, в Первомайском районе). Так скоро от «Сибирячки» могут остаться одни только воспоминания о походах в баню по цене ниже себестоимости. Не 30 копеек, как при Союзе, конечно. Но и не 1 600 рублей… Так что — идите в баню. Будет потом, что внукам рассказать.
Но если серьезно, то до полного отчаяния доводят действия чиновных временщиков. Посидел чиновник на своем месте, ошибся пару раз — и город на 35 лет без бани. Ошибся еще один чиновник — и вот у города нет Дома спорта, «Отдыха» и фонтана с променадом. И так ошибки, ошибки… и однообразные ответы — «Это было еще до нас. Это до нас кто-то ошибся».
И над всем этим возвышается он — «человек, обеспечивший достойную старость своим внукам».
Элеонора Соломенникова
Фото: кадр из сюжета телеканала «Россия 1» (1), vk.com/sanduny_sibir (2,3), бани-нск.рф (4,5)