В прошлом году здание «Евразии» прошло комплексную экспертизу. Оно было введено в эксплуатацию в 1972 году, и с тех пор там ни разу не было капремонта, поэтому неудивительно, что эксперты предлагают провести огромное количество работ. Например, моральный износ коммуникаций в здании — 100%, а физический — 70%. К тому же зимой внутри холодно, а это значит, что стены здания нужно утеплять.
Услышав о таких планах, новосибирские эксперты-архитекторы стали волноваться за дальнейшую судьбу мозаик бывшего «Строителя», ведь у нас часто под предлогом ремонта в итоге уничтожают уникальные культурные объекты.
«В городе идет уничтожение артефактов 1960-70-х годов, — считает новосибирский архитектор Игорь Поповский. — Они не попадают в перечень культурных объектов, подлежащих госохране, потому что по закону для этого им должно быть не менее 40 лет. Поэтому их попросту уничтожают. Пару лет назад уже рассматривался вопрос о судьбе мозаик на здании «Евразии». Я рекомендовал их сохранить, потому что перенос в другое место для них очень опасен — у меня большие сомнения, что мозаики можно снять и разместить где-то без вреда для них».
Головотяпства мы не допустим
Но, кажется, руководство «Евразии» уже приняло решение все-таки демонтировать мозаики с фасада, и их можно понять — зимой в здании довольно холодно.
«Эксперты нам вынесли заключение: для того чтобы утеплить фасады, необходимо демонтировать все имеющиеся конструкции, а затем по возможности вернуть их на место, — говорит Александр Савочкин, заместитель директора по общим вопросам концертно-театрального центра «Евразия». — Мы пригласили экспертов-архитекторов, чтобы они предложили варианты фасадных решений. Оказалось, что на сегодняшний день нет таких вентилируемых фасадов, которые смогли бы выдержать вес наших мозаичных панно. Так что в любом случае мы придем к тому, что будем их снимать. Может быть, разместим их на площади перед зданием, возможно, им найдется место где-то в парке «Березовая роща», но наша принципиальная позиция в том, что мозаики должны быть сохранены. Мы понимаем, что они тесно связаны с историей города и района, и в любом случае головотяпства не допустим».
Архитектор Анна Наволоцкая не верит в то, что на этот раз обойдется без головотяпства — по ее мнению, после демонтажа мозаичные строители уже вряд ли останутся в целости и сохранности:
«Представьте себе гигантские паззлы, которые необходимо аккуратно, по кусочку, разобрать, подписать каждый, и затем в новом месте в точно таком же порядке собрать. Это невероятно трудоемкая и наверняка очень дорогая процедура. Я думаю, что гораздо проще и дешевле утеплить фасад здания другим образом. Но, судя по всему, в утеплении фасада решили пойти самым простым и дешевым путем… а раз так, то вряд ли мозаики сохранят. Но убирать их с фасада «Евразии» — это варварство! ДК «Строитель», который теперь называется «Евразия», сдавали в эксплуатацию в 1972 году. Это было типовое здание, подобные в то время строились по всей стране. Но отличительная особенность нашего ДК — это витражи и мозаики. Витражи, правда, уже успели уничтожить… а теперь еще и мозаики под угрозой. А ведь это наше наследие советского прошлого, это то, что составляет облик города».
Мозаики — не объект культурного наследия
Нам удалось связаться с Евгением Тоскиным, архитектором и руководителем проектной организации, которая начала работу над новым фасадом «Евразии», и он твердо намерен мозаики сохранить. Правда, на фасаде здания их точно не оставят:
«Мы смотрим на бывший ДК «Строитель» из следующих позиций: это обычное здание. Оно не охраняется государством. И мозаики на фасаде не являются объектом культурного наследия: нет документов, которые бы говорили о том, что их нужно сохранять именно в таком виде и именно на этом месте. Но по-человечески мы понимаем, что они, конечно, представляют художественную ценность. Но какую ценность, тоже не можем сказать, потому что на этот счет нет нормальной экспертизы. Получается, что мы вроде как хотим все это охранять, но пока не приложено никаких усилий для того, чтобы понять, каким образом это делать. В любом случае никто не собирается их уничтожать и выбрасывать.
У старых зданий тонкие кирпичные стены, и теперь, чтобы тратить меньше угля и газа на отопление, мы вынуждены дополнительно утеплять эти стены. Как архитектор не скажу, что я в восторге от этого. При проектировании нового фасада мы не можем закрыть эти мозаики, а значит, их необходимо убрать и найти им достойное место. Ни один из вариантов их переноса пока не утвержден, все в стадии обсуждения. Можно, конечно, и на фасад вернуть, но, наверное, разумнее было бы установить где-то в другом месте. На современный вентилируемый фасад крайне сложно эту штуку подвесить, поскольку там тонкие алюминиевые профили, которые, конечно, на такой вес не рассчитаны.
Как их будут демонтировать? В этом нет проблем. Мозаики представляют из себя железобетонную плиту – когда бетон был еще в жидком состоянии, в него положили разноцветные мозаичные кусочки смальты. Потом бетон затвердел, и мозаика схватилась в нем намертво. Потом плиту обрамили мощным стальным уголком и повесили на фасад. Так что ее можно подцепить краном, обрезать сваркой или болгаркой и вынуть, поскольку это цельный накладной элемент. Ничего с мозаикой от этого не случится — это же железобетонная плита, она очень крепкая. Да, вещь тяжелая, но ничего сверхъестественного в этом нет».
Куда в итоге переедут мозаичные строители с фасада «Евразии», пока непонятно, но очевидно, что до нового облика зданию еще очень далеко. У руководства концертного центра пока даже проектно-сметной документации будущего капремонта нет. А значит, непонятно, в какую сумму он может вылиться и когда, собственно, эти деньги для них выделят.
Влад Комяков
Фото: НДН.инфо
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!