i
erid: 2SDnjcNRSGj

Полицейские сети, или Как не сесть за репост

Фото: kremlinrus.ru

8 мая в 8:00 к девушке заявились следователь и двое оперативников. У нее изъяли персональный компьютер и смартфон. Саму Марию доставили в отдел по борьбе с экстремизмом.

Согласно экспертному заключению, два изображения из трех опубликованных содержат «признаки выражения неуважения к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Картинки якобы «оскорбили и задели» пользователей соцсети, которые и сообщили об этом в центр по противодействию экстремизму. Теперь сибирячке грозит пять лет тюрьмы. Марию уже до суда включили в список действующих террористов и экстремистов, а ее банковские счета заблокировали.

И эта история далеко не единственная. За последние два года подобных случаев уже около тысячи. С 2016 г. число правонарушений, связанных с постами и репостами, возросло почти в два раза.

Так, жительницу Екатеринбурга Екатерину Вологженинову в 2016 г. приговорили к 320 часам обязательных общественных работ. Ее вина заключалась в том, что она лайкала и репостила проукраинские тексты и картинки.

Юрий Иванов, адвокат из Чебоксар, был арестован за репост статьи на портале «Православие и мир» — «Вторая мировая. Первые залпы». Проблема заключалась в том, что к посту о войне была прикреплена карикатура, на который был изображен Гитлер, и нацистская символика. Мужчине пришлось заплатить штраф в 1000 рублей. Сама статья с портала «Православие и мир» удалена не была.

В ноябре 2017 г. москвича Евгения Корта приговорили к году колонии-поселения за размещение в соцсети «ВКонтакте» фотоколлажа с известным националистом Максимом Марцинкевичем по кличке Тесак и человеком, похожим на поэта Александра Пушкина. На картинке изображен Тесак, который прижимает Пушкина к стене, сопровождая это оскорбительным комментарием. Сторона обвинения запросила для Корта два года лишения свободы, утверждая, что коллаж содержит «совокупность психологических и лингвистических признаков унижения нерусских». Сам же мужчина настаивает на том, что случайно сохранил коллаж в альбом на своей странице в соцсети. Спустя несколько месяцев Мосгорсуд изменил приговор с года колонии на штраф в 200 тысяч рублей.

Таких историй множество. И большинство из них похожи одна на другую. Почему так происходит? С этим вопросом мы обратились к новосибирским юристам.

По мнению адвоката юридической фирмы «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов» Инессы Рябининой, в первую очередь возросшее количество осужденных в делах, связанных с активностью в социальных сетях, связано с тем, что самих участников социальных сетей становится все больше и многие не до конца осознают, что в социальных сетях действуют те же самые законы, что и в офлайновой России.

«Необходимо отдавать отчет о том, информацию какого характера вы хотите оценить или сделать репост. И в первую очередь знать, что Интернет — это такое же публичное место, как, например, улица», — говорит Рябинина.

Но как быть, если понимание, что за картинки в Интернете в нашей стране можно пойти под суд, пришло уже после того, как в дверь постучал товарищ майор?

«Нужно сразу поднимать «шумиху» — сообщить в СМИ, рассказать всем знакомым и, конечно же, нанять адвоката», — считает управляющий партнер юридического агентства ЭКВИ Кирилл Кузнецов.

По его словам, правоохранители ловят неосторожных пользователей соцсетей по ключевым словам. «В поиск вводятся ключевые, так сказать, «провокационные» слова и фразы, по которым впоследствии и находится человек с подобными постами, картинками и так далее. Ну а далее происходят проверки, арест и суд», — уточнил Кузнецов.

Если же вы не хотите ценой собственной свободы помогать нашим дорогим борцам с экстремизмом в Сети примерять себе очередную звездочку на погоны, нужно изучать законодательство и судебную практику по таким делам. Однако гарантировать непопадание под экстремистскую статью за картинку в соцсети может, наверное, только отсутствие аккаунта как такового.

Павел Серищев

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version