Деньги любят тишину
По нашим данным, причиной отставки Мотыги стал скандал вокруг лицея №22 «Надежда Сибири» по ул. Советской. Ведь именно его подпись стоит на разрешении на строительство бизнес-центра на месте небольшого пришкольного сквера. Мог ли он эту подпись не поставить — другой вопрос. Да и сколько таких скандалов вокруг Мотыги уже было за эти 15 лет! Но в предвыборный период фигура 72-летнего чиновника стала политически токсичной, и ему пришлось уйти.
Мэр Анатолий Локоть, правда, связывать уход Анатолия Мотыги с «Надеждой Сибири» не стал, проводив его словами — «богатая история», «жёсткий характер», «интересы развития города», «не допускать точечной застройки», «уважение» и др.
Этот же настрой подхватили и многие застройщики города, устроившие настоящий плач Ярославны на страницах новосибирских СМИ. Заявляя о жесткости и принципиальности Анатолия Мотыги, а также о том, что найти столь выдающемуся деятелю замену будет ой как непросто. Уж больно привязались к Анатолию Иванычу наши дорогие строители.
Правда, жесткость и принципиальность Мотыги подчас была весьма избирательной. УАСИ ведь не только выдает разрешение на строительство, где пространство для маневра не так уж и велико, но также выдает и разрешение на ввод объектов в эксплуатацию. И здесь жесткий и принципиальный порой давал слабину, допуская сдачу домов без должного благоустройства, а то и вовсе с недоделками… Разумеется, все «в рамках действующего законодательства», раз никого не привлекли к ответственности, но жителям таких домов от этого не легче. Застройщики об этом не говорят, и их можно понять. Деньги любят тишину.
«О деятельности Мотыги могу судить только по одному из эпизодов его многолетней деятельности, но у меня не сложилось впечатления его абсолютной принципиальности. Тем более что над ним всегда было вышестоящее начальство, и его решения не могли быть не согласованы с общей градостроительной политикой. Разумеется, застройщики, много лет присутствующие на строительном рынке Новосибирска, успели выстроить необходимые им для работы взаимоотношения с властями и Мотыгой в частности, поэтому его уход не может их не беспокоить», — считает активист движения «Защитим Богданку!» Александр Лунин.
Мотыга — только винтик в системе
Услышав заявление о том, что Анатолий Мотыга боролся с точечной застройкой, депутат городского совета Дмитрий Прибаловец, сам боровшийся вместе с жителями ул. Богдана Хмельницкого против сноса и застройки площади с Домом спорта и клубом «Отдых», сильно удивился:
«По-моему, у нас с точечной застройкой только общественники боролись».
Вместе с тем, по мнению Прибаловца, корень проблемы был не в Мотыге, а в сложившейся системе.
«Когда возникала вилочка — на чью сторону встать — застройщика или жителей, зеленого уголка и т.д., чью сторону занимала мэрия? Я не припомню, чтобы сторону общественности. Почти всегда все делалось в пользу застройщика. Не думаю, что замена Мотыги на Иванова, Петрова, Сидорова что-то изменит в этом смысле. Систему надо менять. Город должен костьми ложиться, чтобы вместо скверика не появлялись офисные здания. У нас же пережитки тех времен, когда считалось, что нужно строить любыми силами и это драйвер всей экономики», — считает Дмитрий Прибаловец.
Согласен с депутатом и активист движения «Искалеченный Новосибирск» Михаил Рязанцев. По его словам, не Мотыга готовил почву для пожаров. «Чудеса» происходят на более ранних этапах в двух других департаментах.
«УАСИ — это отдельный от департамента строительства орган власти. Застройщик приносил Мотыге градостроительный план земельного участка, Мотыга сверял его с проектом и выдавал разрешения на строительство. И естественно, когда под окнами или в зеленой зоне начинали строить, первым делом претензии сыпались на Мотыгу. Но он — лишь конечное и не главное звено точечной застройки», — говорит Михаил Рязанцев, периодически вытаскивающий на свет скелеты из шкафов новосибирского строительного рынка.
По словам общественника, первое и главное звено в цепи — выделение земельных участков. Второе — это городские правила застройки, на основании которых выдается градостроительный план земельного участка.
«Здесь в тандеме действовали два департамента, к которым Мотыга отношения не имел, — департамент имущественных и земельных отношений и департамент строительства. Первый распределял участки, второй делал нужные, удобные перезонирования для строителей или готовил утверждение проектов планировок, которые обосновывали выделения участков. А Мотыга был лишь самым конечным звеном. Но поскольку именно он выдавал разрешения, когда начинался скандал, всегда упоминалась его фамилия. Он же разрешил», — отмечает Рязанцев.
Он согласен с тем, что 72-летний чиновник был очень далек от идеала, но дело далеко не только в нем. Конкретно в ситуации с «Надеждой Сибири», считает собеседник НДН.инфо, проблемы возникли после объединения двух участков с недостроенной парковкой со спортзалом и сквериком под бизнес-центр. А происходило это при нынешнем руководстве земельноимущественного и строительного департаментов.
С тем, что проблема точечной застройки имеет системный характер, согласна и еще одна защитница Богданки Татьяна Чернакова:
«Запрос застройщиков на «лакомые» места в городе, в которых жилье продастся быстрее, даже при более низком качестве, породил систему. В этой системе нашли себя многие структуры, согласовывающие и дающие всевозможные разрешения. Очень удачно был использован Генплан 2007 г., в котором под шумок перезонировали весь город. Очень удачно многие застройщики оказались депутатами, поэтому изменения в нормативные документы вносились по мере возникновения. Так вот Мотыга — винтик именно этой системы, требующей, чтобы все выглядело как бы законно. Для этого «нужным» людям помогали оформить все документы и не обращали внимание на мелочи, которые даже если всплывали, их оперативно «подправляли». А не очень нужных заворачивали, что ставилось в заслугу, как бы велась борьба с нарушениями. То, что город изуродован точечной застройкой, — не подлежит сомнению. Поэтому говорить о борцах против неё неуместно. Не было их. Кроме жителей, мнение которых не важно для чиновников».
Реформе быть?
Но означает ли отставка Анатолия Мотыги, что идущая ни шатко ни валко административная реформа затронет и УАСИ, а быть может, всю строительную отрасль в городе?
Александр Лунин считает, что не следует ждать не только системных перемен, но даже и нового человека в качестве руководителя управления архитектурно-строительной инспекции. Фамилия начальника, конечно, изменится. Но и только.
«Не думаю, что для такой хрупкой отрасли как строительство, особенно жилищное, кто-то сейчас рискнет серьезно пересматривать существующие сложившиеся договорённости и взаимоотношения. Опять же «скамейка запасных» у мэрии очень короткая, так что крайне сомневаюсь, что можно ожидать на этой должности какого-нибудь нового человека», — говорит он.
Никакой перестройки системы действительно никто и не готовит. Это подтверждает мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Мы спросили его, затронет ли административная реформа строительный комплекс, в том числе УАСИ и кто придет на смену Анатолию Мотыге.
«Пока структурных перемен мы не планируем. Обязанности (начальника УАСИ) исполняет бывший заместитель Анатолия Ивановича Мотыги. Школа Мотыги работает. В хорошем смысле. Дальше будем смотреть», — рассказал Анатолий Локоть.
Павел Быковских
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!