Новосибирский район создал собственную организацию по оказанию ритуальных услуг — МАУ «Специализированная служба». Только вот не вполне ясно зачем — на рынке ритуальных услуг нехватки предложения не наблюдается. Странности этому чиновничьему действу добавляет еще целый ряд нюансов, начиная с того, что сам факт создания организации может быть поставлен под сомнение.
Даже на бумаге не гладко
Новосибирский район учредил муниципальное автономное учреждение «Специализированная служба» для, как записано в уставе МАУ, организации ритуальных услуг населению на территории района.
И вроде как федеральный закон «О похоронном деле» позволяет муниципалитету создавать такие организации. Однако самого закона «О похоронном деле» нет в перечне законов-оснований, по которым создаются МАУ. Кроме того, закон требует разделения муниципальных функций и функций хозяйствующего субъекта. Как правило — главная функция муниципальных служб в сфере похоронного дела — это содержание кладбищ, а ритуальные услуги — прерогатива ритуальных агентств. За совмещение этих функций антимонопольная служба уже наказывала новосибирское городское МКУ «Ритуальные услуги».
Но! Кладбищ в ведении Новосибирского района нет от слова совсем. Т.е. остаются только ритуальные услуги, которые, разумеется, будут оказываться за плату. Тарифы уже утверждены — от 4,6 тысячи до 22 тысяч рублей за гроб, от 450 до 7,5 тысячи за венок, от 1,5 тысячи до 7 тысяч за организацию похорон и т.д.
При этом (!) по уставу МАУ «Специализированная служба» — это некоммерческая организация, которая вправе «осуществлять иные виды деятельности, приносящие прибыль». В числе таких видов деятельности, помимо классических ритуальных услуг типа организации церемонии прощания и самих похорон, есть явно выбивающиеся из этого ряда. Например — сдача лома черных и цветных металлов, сдача имущества учреждения в аренду.
Больше того, к по сути коммерческим услугам некоммерческой организации добавляется муниципальное задание, которое, как правило, предполагает финансовые вливания из бюджета.
А вот вернуть в казну МАУ ничего не может. Это прописано в Уставе организации.
Великолепная шестерка?
Но что же представляет собой организация, которая намеревается торговать гробами и венками, организовывать церемонии в прощальном зале, перевозить усопших, копать могилы?
Как сообщила в ответе на запрос НДН.инфо первый замглавы Новосибирского района Татьяна Сергеева, всего в «Спецслужбе» (назовем новую организацию так для краткости) шесть человек, двое из которых работают на полставки. Известно, что у МАУ есть директор Андрей Лаврентьев, а еще главный бухгалтер Костылева и юрисконсульт Васильева. Последние две женщины, как, к слову, и Сергеева, входят в наблюдательный совет МАУ. О нем чуть позже.
И размещается эта шестерка сотрудников на площади в 36,9 квадратных метра в офисе на улице Железнодорожной в Новосибирске.
Т.е. такая вот не очень-то могучая кучка в офисе размером с однокомнатную квартиру и возит, и копает, и организует прощание и т.д…
Все это больше похоже на некую фирму-посредника, нежели на реальное ритуальное агентство. По данным «Контур.Фокус», один контракт на копку 20 могил за 110 тысяч рублей «Спецслужба» уже размещала.
Но зачем Новосибирскому муниципальному району понадобилось содержать собственное ритуальное агентство, законность и хозяйственная деятельность которого вызывает сомнения…
Наблюдательный совет
В уставе МАУ «Специализированная служба» прописан особый орган управления — наблюдательный совет. Без его одобрения, к примеру, МАУ не имеет права совершать «крупные сделки и сделки, в которых имеется заинтересованность». Т.е., по сути, любые сделки. Ибо сложно представить себе сделку, в которой заинтересованности нет. При этом ответственности совета, прописанной в уставе, обнаружить не удалось. Зато там удалось найти очень интересный и хитро сформулированный пункт о выплатах членам наблюдательного совета.
«Учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета».
Помимо уже названных первой замглавы района Сергеевой и сотрудницах «Спецслужбы» — Васильевой и Костылевой, в Наблюдательный совет входят районный депутат Агуреев, председатель Совета ветеранов Лобанова и председатель правления ТСЖ «Бугринская роща-1» Авдюнин.
Сергей Авдюнин, по данным «Контур.Фокус», в 2016–2021 годах был директором новосибирского городского МКУ «Ритуальные услуги». И не раз оказывался в центре скандалов. В 2018-м общественники путем нехитрого эксперимента вышли на «черного агента» через телефон новосибирского МКУ «Ритуальные услуги». В 2019-м в «Ритуальные услуги» нагрянули следователи. Были проведены обыски и изъяты документы как в самом МКУ, так и в администрации Заельцовского кладбища. А в 2021-м Контрольно-счетная палата нашла в «Ритуальных услугах» многомиллионные нарушения.
Т.е. власти Новосибирского района создали учреждение, которому граждане будут платить дважды — напрямую за ритуальные услуги и из бюджета, который, как известно, в основном формируется за счет налогов. При этом вернуть деньги в бюджет не получится — потому что это автономное учреждение. А вот выплаты членам наблюдательного совета возможны. Сам факт создания такого МАУ юристами ставится под сомнение. А на рынке, где не наблюдается дефицита ритуальных агентств, появился игрок-посредник с «государственной» вывеской. Услуги посредника по логике рынка всегда стоят дороже. Зачем все это жителям Новосибирского района, в интересах которых должна действовать муниципальная власть, совершенно неясно.
Павел Конев
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!